Что делать если ребенок отказывается от прикорма (не ест кашу), и не хочет кушать с ложки. Ребенок не хочет есть прикорм (не ест кашу), отказывается есть с ложки Ребенок не ест молочные каши

Последнее обновление статьи: 18.04.2018 г.

Нередко новоиспечённые мамы жалуются подругам и специалистам, что ребёнок не хочет есть прикорм, от пюре отворачивается, кашку вообще выплёвывает. В результате любая попытки накормить кроху взрослой пищей превращается в настоящее сражение, которое заканчивается обоюдным стрессом.

А начиналось всё, казалось бы, очень стандартно. Малышу исполнилось полгода, у него имеется первый зуб – пора вводить прикорм, переходя от маминого молока либо смеси к более взрослому рациону: различным крупам, пюре из овощей и фруктов.

Детский психолог

– важный этап в жизни каждого младенца, поэтому неудивительно, что родители воспринимают отказ от новых продуктов с тревогой и огорчением. Советы специалистов помогут понять, как следует вести себя матери, чтобы ребёнок стал кушать кашу и пюре.

Основная пища ребёнка до полугодовалого возраста – грудное молочко либо молочная смесь. Ещё один вариант – смешанный рацион, совмещающий оба вида питания. Смысл прикорма заключается в том, что ребёнка переводят на традиционное меню в тот момент, когда его ЖКТ готов к перевариванию взрослых продуктов.

Приобщение малыша к прикорму происходит крайне осторожно, поскольку его пищеварительный тракт уже привык к молоку или смеси. Если родители хотят избежать , и прочих проблем, необходимо знать оптимальный возраст для введения новых продуктов и соблюдать принципы перехода на взрослую пищу.

Согласно многим источникам, оптимальный возраст для введения прикорма – шесть месяцев, а оптимальный вес – не менее 6,5 килограммов. Ранее четырёх месяцев изменять младенческий рацион на более взрослый категорически не рекомендовано.

Физиологические параметры готовности

Следует уточнить, что подобные сроки в 6 месяцев считаются достаточно условными. Всякий ребёнок «созревает» сугубо индивидуально и в собственном темпе.

Желудочно-кишечный тракт одних детей отличается зрелостью уже в полугодовалом возрасте, пищеварительная система других ребятишек и в 7 месяцев не справляется с новыми продуктами. Если предлагать незнакомую пищу в тот момент, когда детский организм не готов к ней, ребёнок попросту откажется от прикорма. Вот почему так важно знать принципы физиологической готовности.

Ребёнок 6 месяцев отказывается от незнакомых продуктов? Вероятно, его организм ещё не готов к подобным нововведениям. Подождите 2 — 3 недели, а затем вновь предложите кашу или . Только проследите, чтобы момент повторного знакомства не совпал с прорезыванием зубиков, простудой и прочими неблагоприятными факторами.

Психологические параметры готовности

Помимо физиологической готовности, должна присутствовать и заинтересованность малыша в новой пище. Если ребёнок будет проявлять явный интерес к взрослому столу, стремление пробовать незнакомые продукты, можно говорить о психоэмоциональной готовности к прикорму. В такой ситуации дети не станут отказываться от еды, напротив, дегустация новых продуктов будет проходить в максимально доброжелательной атмосфере. Психологи называют это явление «пищевым интересом».

Психологическая готовность к прикармливанию формируется одинаково и у естественников, и у малышей, питающихся смесью. Понять, что ребёнок эмоционально готов к введению в рацион незнакомых блюд, можно по нескольким признакам:

  • младенец демонстрирует явную заинтересованность взрослой пищей. Сидя на коленях у матери за обеденным столом, тянет ручки к содержимому тарелок и отправляет его к себе в рот;
  • ребёнок недоволен, если ему не дают взрослое блюдо. Причём речь здесь идёт о продуктах, а не о сопутствующих столовых принадлежностях. Некоторые дети могут попросту хотеть поиграть с вилкой или разорвать на части салфетку;
  • малыш всячески стремится заполучить взрослую пищу. Даже если мама отвлекает его игрушкой, ярким предметом, он снова и снова настаивает на своём желании попробовать понравившуюся еду.

Заинтересованность взрослой пищей развивается тогда, когда умеющего сидеть ребёнка привлекают за семейный стол. Если он ежедневно видит культуру поведения домочадцев за столом, обеденные ритуалы, дегустацию новых блюд, проблем с введением прикорма, как правило, не возникает.

Исходя из факторов готовности малыша к изменению рациона, можно установить и объяснить основные причины нежелания ребёнка пробовать и съедать новые продукты:

Не стоит забывать и о том, что новые продукты являются чужеродными для детей. И месячный малыш, и полугодовалый кроха изо дня в день получают сладковатое мамино молочко либо безвкусную молочную смесь. Поэтому неудивительно, что ребёнок начинает капризничать и проявлять характер.

Особенности введения прикорма при разных типах вскармливания

Естественно, имеются некоторые отличия в развитии пищеварительной системы детей в зависимости от того, искусственник ли малыш или он питается материнским молоком. Нужно ли вводить прикорм раньше, если ребёнок кушает смесь? Поговорим об этом подробнее.

Представим ситуацию, когда ребёнок, находящийся на естественном вскармливании, не хочет кушать овощное пюре или гречневую кашку. Что делать маме в подобной ситуации? На самом деле, никаких особых усилий прикладывать не нужно.

Как утверждают специалисты Всемирной организации здравоохранения, именно материнское молоко остаётся основной пищей и главным источником полезных веществ для детей до 12 месяцев. Всякие другие продукты – овощные, мясные или крупяные – до годовалого возраста вводятся с целью познакомить малыша с новой едой.

Двенадцатимесячный ребёнок 75 % всех питательных компонентов получает только из материнского молока и лишь 25 % – из взрослой пищи. По данным некоторых исследований, малыш младше 8 месяцев может получать все нужные вещества из грудного молочка. Таким образом, покрывает большинство потребностей детей до года.

Так что эксперты по ГВ советуют тем мамам, чьи малыши в восемь месяцев плохо кушают прикорм, успокоиться, не нервничать и действовать согласно обстоятельствам. Кроха любит только кабачковое пюре? Пусть пока его и ест. Отказывается от мясных деликатесов? Попробуйте вернуться к ним через некоторое время.

Привыкание к новому продукту формируется постепенно. Согласно точке зрения психологов, чтобы возникла привычка, необходимо повторить определённое действие по крайне мере 21 раз. Так что, формируя интерес к конкретной пище, нужно регулярно предлагать её малышу на пробу. Естественно, заставлять его не нужно.

Таким образом, возраст полугода – это начальный и приблизительный период введения новых продуктов в детский рацион. Грудной ребёнок приобщится к полноценному взрослому столу только после годовалого возраста. И это совершенно естественно, если, конечно, мама сохраняет грудное вскармливание.

Искусственное вскармливание

Разумеется, материнское молоко более ценное по всем основным параметрам, чем искусственная смесь. Но современным производителям удалось разработать столь адаптированные «суррогаты», что они максимально близко приблизились по составу к натуральному продукту.

Таким образом, специалисты по кормлению младенцев убеждены, что и в случае искусственного питания заменитель грудного молочка сможет прослужить основным источником нужных веществ для полноценного развития ребёнка также до 12-месячного возраста.

Существует мнение, что раннее введение прикорма малышу на искусственном кормлении ничем не обусловлено. Напротив, груднички проще адаптируются к новой пище за счёт ферментов, получаемых из грудного молочка. У искусственников ЖКТ формируется с некоторым опозданием.

Специалисты Всемирной организации здравоохранения рекомендуют вводить новые продукты при искусственном варианте кормления ориентировочно в 6 месяцев (в 5 или 7 месяцев). До этого дети, которые получают качественную адаптированную смесь, в прочей пище не нуждаются.

Вопрос, что делать, если ребёнок не ест прикорм, может и не возникнуть, если предупредить развитие нежелательных явлений. Для этого необходимо знать главные правила введения прикорма в рацион младенца.

Ориентируйтесь на ребёнка

Меньше обращайте внимание на советы знакомых и родственников. Конечно, у бабушек и тётушек имеется опыт в уходе за своими детьми, но здесь ключевое слово именно «свои». Каждый малыш развивается в индивидуальном темпе, поэтому полезные, казалось бы, рекомендации могут не подойти к конкретному случаю.

Если возникают какие-либо вопросы, лучше обратиться к педиатру. Он расскажет о нормах, но одновременно укажет и на особенности малыша. Мамина интуиция и опытность лечащего доктора – залог успешности введения первого прикорма.

Ни в коем случае не подражайте подругам, которые хвастаются, что их пятимесячные ребятишки уже вовсю уплетают мясные или овощные пюре. Если вы видите, что кроха не готов к введению прикармливания, отложите этот важный момент на некоторое время.

Прикармливайте только здорового ребёнка

Нельзя дегустировать новые продукты, если малыш недомогает. Высокая температура, лихорадочное состояние, вирусные инфекции, режущиеся зубки, дисбактериоз, период до или после вакцинации – все эти факторы плохо совмещаются с введением прикорма.

Если пренебречь этим фактором, то малыш подсознательно может связать новый продукт со своим болезненным состоянием. К тому же детский организм и так находится в стрессе, поскольку вынужден сопротивляться болезни. Как результат – привыкание существенно затянется.

Давайте понемногу

Любой незнакомый продукт необходимо давать ребёнку в очень небольшом количестве, чтобы избежать негативных реакций со стороны желудочно-кишечного тракта или возникновения аллергии.

Подобная осторожность крайне важна, поскольку маленький человечек впервые пробует новую пищу. Неизвестно, как его организм отнесётся к безвредному, казалось бы, яблоку либо кабачку.

Начинать можно с минимальной дозы – половине чайной ложечки, несмотря на то, что ребёнку уже может быть семь или восемь месяцев. За неделю следует постепенно довести объём нового продукта до нормы, которая соответствует возрасту.

Откажитесь от насилия

Заставить ребёнка есть – крайне вредная и непродуктивная родительская тактика. Нельзя упорствовать, вводя прикорм, поскольку так можно сформировать неправильное пищевое поведение с ранних лет.

С другой стороны, питание малыша должно быть разнообразным, поэтому важно отличать обычную капризность от неприязни к конкретному продукту. В первом случае стоит попробовать вновь предложить пюре или кашу через некоторое время.

Вводите каждый раз по одному продукту

Всякий раз следует знакомить младенца только с одним новым продуктом. Это так называемый принцип монокомпонентности. Если вы даёте ребёнку овощное пюре, то нельзя смешивать кабачок и морковь. Сперва предлагается кабачок, а уже затем морковка.

Последовательное знакомство с продуктами помогает определять, как детский организм реагирует на тот или иной продукт. Если у малыша появится сыпь либо возникнет диарея, можно будет понять, что именно стало причиной нежелательных последствий.

Начинайте с «правильных» продуктов

Чаще всего первым вариантом прикорма становится овощное пюре. Но это если вес малыша соответствует возрастным показателям. В случае дефицита массы тела эксперты по кормлению рекомендуют давать блюда из злаков – различные виды каш.

Не начинайте прикорм с измельчённых сладких фруктов. Приятный вкус этих блюд может стать причиной того, что в дальнейшем ребёнок откажется от более пресных овощных пюре.

Что делать, если ребёнок не ест прикорм?

Итак, общепринятые принципы введения прикорма понятны. Но как же вести себя родителям, если ребёнок отказывается от прикорма и всячески демонстрирует неодобрение желанию мамы познакомить его с новыми продуктами?

О том, как приучить малыша к незнакомым блюдам, рассказывают многие источники. Мы выбрали самые действенные и популярные способы:

Если малыш, будучи приученным к определённому продукту, начинает от него внезапно отказываться, сделайте перерыв. Через неделю или чуть больше интерес к знакомому блюду обязательно вернётся, и кроха с аппетитом будет кушать пюре или кашу.

Решение распространённых проблем

Детям требуется определённое количество времени на привыкание к незнакомым прежде продуктам. Этот процесс часто затягивается или сопровождается некоторыми проблемами, о самых распространённых трудностях мы расскажем подробнее.

Знакомство с твёрдыми продуктами происходит с применением ложки. Чаще всего для прикорма приобретают специальные пластмассовые приспособления, которые отличаются лёгкостью и привлекательным внешним видом.

Чтобы проблем со столовыми приборами и прикормом не возникло, многие мамы дают водичку с ложки, отказываясь от использования бутылочки (речь в данном случае идёт об естественниках). Сначала в дело идёт кофейная ложечка, а затем – чайная.

Если ребёнок категорически не ест с ложки, разрешите ему пробовать брать еду ручками. А как только он пристрастится к прикорму, давайте в ладошку столовый прибор. Разумеется, о чистоте на время можно будет позабыть, однако формирование полезной привычки в данном случае намного важнее.

Ребёнок не хочет есть кашу или овощное пюре

Овощная пюрешка может не понравиться ребёнку из-за пресного вкуса, но излишне подслащивать её не следует, иначе в дальнейшем маленький человечек станет отказываться от любых несладких блюд.

То же самое относится и к кашам, которые обычно вводятся после овощных ингредиентов. Самые популярные крупы – гречка, рис или кукуруза. Варят каши для младенцев на воде, избегая добавления коровьего молока и сахарного песка.

Если ребёнок не ест кашу или овощные продукты, попробуйте немного схитрить. В приготовленное блюдо добавьте небольшое количество грудного молочка или искусственной смеси. Знакомый вкус поможет малышу скорее свыкнуться с новым рационом.

Не забывайте, что прикармливание – не замена материнского молока или адаптированной смеси, а добавка к прежнему типу детского питания. Как уже было сказано, до года детское меню будет только на 25 % состоять из прикорма. Поэтому не переживайте, а набирайтесь терпения.

Перейдём от медицинских рекомендаций к психологическим. Специалисты советуют не зацикливаться на процессе, а воспринимать его как ещё один этап взросления ребёнка. В конце концов, не будет же малыш и в три года кушать исключительно молоко!

О чём ещё следует помнить родителям?

  1. Нельзя наказывать малыша за перевёрнутую чашу или измазанное кашей лицо. Младенец ещё моторно неловок, поэтому аккуратность ему несвойственна. К тому же излишняя мамина принципиальность может негативно сказаться на пищевом интересе ребёнка.
  2. Не заставляйте своё чадо есть, но одновременно старайтесь разнообразить детское меню, грамотно предлагая различные блюда. Чрезмерная избирательность в продуктах чревата будущими капризами или воспитанием малоежки.
  3. Приобретайте яркие столовые принадлежности. Пусть на тарелках, кружках будут изображены любимые младенческие мультяшные персонажи. Ложечки также должны быть привлекающими внимание маленького едока.

Старайтесь придерживаться определённого режима. Ежедневно необходимо предлагать крохе кашку на завтрак в одно и то же время. А вот на полдник ребёнок пусть пробует блюда из овощей. Такой распорядок формирует правильное пищевое поведение.

Таким образом, введение прикорма требует от родителей максимум внимания и одновременно спокойствия. Не стоит переживать, если, допустим, ребёнок в 8 месяцев не ест гречневую кашу или тыквенное пюре. До годика основным блюдом для малыша является мамино молоко или смесь.

Главная задача родителей в течение второго полугодья жизни младенца – знакомить его с новыми продуктами, поощрять пищевой интерес. Через некоторое время кроха перейдёт к обычному семейному рациону и будет с удовольствием уплетать мамины кулинарные шедевры.

(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Здравствуйте, я - Надежда Плотникова. Удачно отучившись в ЮУрГУ на специального психолога, несколько лет посвятила работе с детьми с проблемами в развитии и консультации родителей по вопросам воспитания малышей. Полученный опыт применяю, в том числе, и в деле создания статей психологической направленности. Конечно, ни в коем случае не претендую на истину в последней инстанции, однако надеюсь, что мои статьи помогут уважаемым читателям разобраться с какими-либо трудностями.


Первые четыре месяца малыш питался исключительно грудным молоком или смесями. Настало время первого прикорма, так как к пятому - шестому месяцу малышу для полноценного роста уже не хватит питательных веществ молока. К первому полугодию слизистая оболочка горлышка малыша уже может приспособиться к проглатыванию твердых частичек пищи.

Вводить первый прикорм для ребенка стоит лишь тогда, когда он наберет вес вдвое больший, чем при рождении и будет устойчиво сидеть. Обязательно у малыша должен появиться так называемый «пищевой интерес», он должен интересоваться едой, которую потребляют остальные члены семьи.


  1. Разнообразный состав минеральных солей, необходимых для растущего скелета малыша.
  2. Большое количество витаминов и биостимуляторов.
  3. Растительная клетчатка, которая регулирует работу кишечника.
  4. Содержание щелочных солей необходимых для хорошего обмена веществ, улучшению дыхания, тонизированию нервной системы и выведению излишков воды.
  5. Отсутствия сладости поможет малышу лучше воспринимать второй прикорм - кашу.
  6. Содержание плотных комочков в пюре подготовит глотку к проглатыванию твердой пищи.

Приучать ребенка к прикорму надо постепенно. Начинаем с одной - двух ложечек перед вторым или третьим кормлением грудью. В пюре помимо овощей можно добавить половинку желтка и немного растительного масла. За месяц количество пюре доводится до 150 г. (три четверти стакана) и полностью заменяется одно кормление грудью. Можно и разделить прикорм на несколько приемов. Важно чтобы малыш получил от еды удовольствие.

Нововведения в питании зачастую не проходят гладко, бывает ребенок не хочет есть прикорм. Конечно, не все детки с охотой приобщаются к новой пище. Вкусовые рецепторы у младенцев отлично развиты и с самого рождения они привыкают к сладковатому вкусу молока. Важно сразу в отношении еды установить контакт с малышом, иначе дальнейшие кормления превратятся в пытку с обеих сторон.

Что делать, если ребенок отказывается есть прикорм

Итак, первая и вторая попытка накормить малыша не удалась. Ребенок не хочет есть прикорм и что же делать, если он выплевывает еду или его даже начинает рвать.


  1. Во-первых, рвотных рефлексов не стоит бояться. В это время они имеют функциональное происхождение. Чаще всего рвотные позывы возникают при затягивании периода грудного вскармливания.
  2. Во-вторых, с желаниями и вкусами малыша надо считаться, но все-таки ласково настаивать на своем. Вкус можно развить не принуждением, а применением маленьких педагогических хитростей.

Вот несколько практических советов, если ребенок не хочет есть прикорм:

  • давать новый вид питания на голодный желудок;
  • соблюдать режим питания - малыш должен захотеть есть;
  • вначале чуть-чуть подсластите пюре грудным молоком или смесью;
  • выясните вкусовые пристрастия малыша: одни детки лучше едят картофельное пюре, другие из брюссельской капусты, а третьим подавайте микс из разных овощей;
  • если новое блюдо малышу не понравилось, не настаивайте, попробуйте предложить другое блюдо, а к этому вернитесь дней через десять;
  • вводить новые продукты постепенно, неделю кормят одним видом пюре и потом пробуют новый;
  • сажайте малыша за стол во время семейной трапезы, покажите и расскажите, как вы с удовольствием кушаете. Дайте ему несколько крупинок со своей тарелки, пусть попробует;
  • самое главное - никакого насилия, не страшно, если один раз ребеночек останется голодным, пусть лучше съест мало, но с удовольствием;

Бывает просто, ребенок плохо себя чувствует: режутся зубки или болит животик поэтому он отказывается есть прикорм.

Не надо отвлекать малыша игрушками или пытаться кормить незаметно. В первом случае начнется формирование неправильной привычки есть за игрой. Незаметное кормление не принесет маленькому организму никакой пользы. Когда малыш не хочет есть, то слюноотделение во рту и выработка желудочного сока понижены, и пища плохо переваривается.

Отличным способом приучить малыша к новой пище является методика педагогического прикорма. Ребеночка просто сажают за общий стол и дают ему попробовать то, что он захочет в мизерных количествах: кусочек размером с горошину или глоток жидкости.

Не хочет есть с ложки

Начинать кормить малыша твердой пищей нужно с использованием ложечки. Хорошо если это будет серебряное изделие (серебро препятствует развитию микробов), но подойдет и ложечка пластмассы (пластмассовые ложки безопасны для ребенка, а благодаря ярким расцветкам, привлекают внимание, поэтому малыш будет с удовольствием с нее есть).


По размеру лучше взять сначала кофейную, затем перейти к чайной.

Чем раньше малыш познакомится со столовыми приборами, тем меньше возникнет проблем с прикормом. Желательно с третьего месяца водичку давать пить только с ложки. Если ребенок не хочет есть прикорм с ложки, то во время приучения к ложке не стоит кормить его из соски, лучше позволить малышу сначала взять еду руками, пусть попробует есть сам. Затем дать ложку. Ребенок и все вокруг будет измазано, но очистить все гораздо легче, чем потом мучиться дальше. Постепенно малыш привыкнет к ложке и будет прекрасно с нее кушать.

Читаем статью: Как научить ребенка есть ложкой


См видео:

Не хочет есть кашу

Кашу маленькому члену семьи начинают давать с 6 - 7 месяцев. Сначала по одной чайной ложке гречневой, рисовой или кукурузной. Постепенно объем прикорма увеличивается до 150 г, а ассортимент круп расширяется. Варить кашу для полугодовалого малыша надо на воде или отваре овощей, без добавления молока и сахара.

Смотрите о правильном введение первых каш

Как и с овощным пюре, случается то, что ребенок не хочет есть кашу. В таком случае стоит также немного схитрить. В готовое блюдо добавить немного грудного молока. Вкус станет более знакомым малышу, что позволит быстрее ему привыкнуть к новому питанию.

Прикорм - это не всегда замена грудного вскармливания, а лишь необходимая добавка к полноценному питанию малыша. Это как бы знакомство с0 «взрослой» пищей. Ничего страшного если ребенок наотрез отказывается от пюре и каши. Наберитесь терпения. Наблюдайте за малышом, ведь в этом случае самый главный советчик именно он.


По теме прикорма:

  • Вводим: Прикорм на ГВ;
  • Вводим: Приком на ИВ.

Секреты и хитрости первого прикорма

Каши – одни из главных продуктов в рационе детей, начиная с самого раннего возраста. Их пользу для растущего организма сложно переоценить. Крупа – это богатый источник растительных белков и клетчатки, целого ряда витаминов (группа В, витамины А, Е, РР и Н). Кроме того, в кашах много микроэлементов: фосфора и калия, хлора, серы, кальция, магния, натрия и меди, железа, цинка, хрома, бора и молибдена, а также многих других.

Помимо этого, каши являются источником большого объема углеводов, и значит, снабжают малыша запасами энергии. А достаточное количество клетчатки, которая содержится в разнообразных крупах, крайне необходимо для кишечника малыша, чтобы пищеварение работало без сбоев. К тому же некоторые из круп обладают способностью выводить из организма токсины и шлаки, а также продукты метаболизма лекарственных препаратов.

Педиатры и институты питания разных стран рекомендуют каши как один из первых прикормов, вводимых в возрасте 6-7 месяцев. Однако далеко не все малыши благосклонно относятся к кашам, и необходимо приложить целый ряд усилий, чтобы заинтересовать их этим новым блюдом. Однако если ребенок не ест каши, это совершенно не значит, что нужно применять разнообразные «танцы бубнами», уловки и ухищрения, чтобы впихнуть в ребенка как можно больше еды. Ребенку, который до этого знал только вкус молока матери или смеси, нужно помочь в адаптации к продукту, и дать время на привыкание к новым вкусам.

Пшенная каша – содержит 70% крахмала, 12-15% белка, содержащего незаменимые аминокислоты, а так же большое количество жира 2,6-3,7%, клетчатки 0,5-08%, небольшое количество сахаров до 2%, витамины В1, В2, РР и большое количество фосфора, цинка, йода, калия, натрия, магния и брома. Способствует укреплению мышечной системы.

Почему дети не едят каши?

Есть несколько причин, по которым дети не едят каши или кушают их без воодушевления:

  • ребенок еще не знает вкуса нового продукта, ему необходимо привыкнуть;
  • ребенок еще не готов к употреблению каши, его организм еще не настроен на ее усвоение;
  • ему может не нравиться конкретный вид каши;
  • малыш может быть просто не настолько голодным, чтобы есть кашу.

Самыми полезными для организма ребенка с начала прикорма считаются каши, которые сварены на воде без добавления сахара и соли. Однако далеко не все дети с охотой будут есть подобный продукт даже в начале прикорма. В этом случае можно попробовать начинать прикорм с других групп продуктов – пюре из овощей, творога и кефира, фруктовых пюре. И затем уже снова пробовать заинтересовать малыша кашами, дополнив их теми продуктами, которые он уже успел полюбить. К примеру, к овсяной каше можно добавить банан, абрикос или потертое яблоко, к гречневой каше можно добавить моркови, тыквы, желток яйца, сыр, к рисовой каше можно добавить банан, творог или кефир.

Если ребенок категорически не желает есть каши в любом из предложенных вами вариантов, тогда стоит оставить его в покое на пару недель, и возможно, по истечении этого срока малыш будет готов принимать каши более благосклонно. По мере адаптации ребенка к кашам на воде, можно вводить рацион каши на молоке, с добавлением сливочного масла и совсем небольшого количества сахара.


Крайне редко бывает так, что ребенок совсем не ест каши, обычно он отказывается от некоторых видов, которые просто приходятся ему не по вкусу. Важно предлагать все варианты и находить оптимальный вариант.

Каши могут быть как из одного злака (монокомпонентные), так и из смеси злаков. Нередко дети с благосклонностью воспринимают нелюбимую крупу в смеси с другими, более любимыми. К примеру, дети, которые любят кашу с рисовой крупой, но не любят пшено, очень хорошо кушают кашу «дружба» из смеси риса и пшена.

Рисовая каша – содержит витамины группы В: тиамин В1, рибофлавин В2, ниацин В3 и В6; витамин РР, каротин, витамин Е, которые способствуют укреплению нервной системы и благотворно влияют на состояние кожи, волос и ногтей. Рис содержит ряд микроэлементов: калий, фосфор, цинк, железо, кальций, йод и селен. В рисе содержатся сложные углеводы, поэтому рис питателен, но при этом не калориен.

Что делать, если малыш не хочет есть каши?

Есть несколько простых советов для тех детей, кто плохо ест или совсем не ест каши. Прежде всего, не нужно заставлять ребенка есть каши, действуйте по принципу «не хочет кушать – не надо». По мере расширения рациона крупы так или иначе появятся в меню малыша.

  • Важно дать ребенку хорошенько проголодаться. Так, к примеру, ребенку в 8-9 месяцев перерыв между приемами пищи нужно сделать около 3.5-4 часов. Если малыш плохо ест каши, самая вероятная причина – что он еще недостаточно голодный.
  • Можно разнообразить и улучшить вкус каши (подсластить ее) за счет добавления печеного или свежего яблока, груши, банана, персика или абрикоса, если эти продукты уже введены в рацион вашего карапуза. Также допустимо добавление к каше привычных для рациона ребенка овощей – моркови и цветной капусты, тыквы, брокколи или свеклы.
  • Для детей, находящихся на грудном вскармливании, можно добавить к каше грудного молока. Хорошо знакомый вкус поможет ребенку привыкнуть к новому блюду. Можно готовить первые каши на знакомой ребенку молочной смеси. Можно также добавлять к каше привычные для рациона ребенка кисломолочные продукты – творог, кефир, биолакт.

Самое главное, не сформировать в процессе введения каши отрицательных рефлексов на нее. Нельзя заставлять детей есть каши, впихивая в рот буквально каждую ложечку, не нужно акцентировать внимание ребенка на том, сколько он съел, не нужно сравнивать его с другими детьми или критиковать, ругать малыша.

Гречневая каша – содержит восемнадцать незаменимых аминокислот, железо, кальций, калий, фосфор, медь, йод, цинк, бор, фтор, молибден, кобальт, а также витамины В1, В2, В9 (фолиевая кислота), PP, витамин Е. В гречке много фолиевой кислоты, что стимулирует кроветворение, повышает выносливость и сопротивляемость организма ко многим болезням.

Что делать, если ребенок перестал есть каши?

Нередко бывает и так, что ребенок с раннего детства охотно ел кашу, но по мере взросления стал отказываться от нее. В чем могут быть причины?

Чаще всего каша просто приедается, надоедает ребенку. Можно на некоторое время (от пары недель до месяца), исключить из меню данную кашу или вообще все каши, а затем предложить новый вариант уже известного блюда или же готовить его из другого вида крупы. Чтобы каши не приедались, важно чередовать крупы на протяжении недели – благо, круп очень много, и варианты подобрать можно всегда.

Однако совершенно отказываться от каш в детском питании не стоит, ведь они крайне полезны для всех систем растущего организма, от мозга и костей до пищеварительного тракта и иммунитета.

Овсяная каша – содержит витамины В1, В2, РР, Е, соли кальция, фосфора, железа и магния. Прекрасный сорбент, способствует выводу солей тяжелых металлов. Оказывает обволакивающее и противовоспалительное действие на слизистую желудка.

Как подобрать «свои» каши?

Конечно, крупы полезны для детей, но каждая из круп обладает определенными свойствами, которые по индивидуальным показаниям могут не подходить ребенку. Нередко дети буквально до истерики не хотят есть каши, которые для них слишком плотные (они еще плохо жуют и глотают), слишком сухие, или негативным образом влияют на пищеварение (крепят стул, дают бурление в животе). К примеру, крупы с глютеном при его непереносимости могут давать серьезные проблемы с кишечником, вызывать сыпь. Стоит посоветоваться с врачом, какие каши наиболее подойдут вашему малышу, а какие стоит ставить на стол редко или совсем исключить.

К примеру, манная каша не подходит детям с избыточным весом, т.к. она очень калорийная, а каши с глютеном не стоит потреблять аллергикам хотя бы первые год-два. Если же есть непереносимость глютена, они вообще исключаются из рациона. Если малыш склонен к запорам, стоит быть аккуратнее с рисовой кашей – она может крепить стул.

Остается напомнить народную мудрость: «Щи да каша – пища наша!» Чаще включайте каши в семейное меню, ведь пример взрослых действует лучше любых уговоров. И тогда ваш малыш будет относиться к кашам, как к неотъемлемой части рациона, будет расти крепким и здоровым, и никто не скажет про него, что он «в детстве мало каши ел».

Манная каша – содержит все те элементы, которые есть в пшеничном зерне: она богата крахмалом, в меньшей степени – белками, витаминами Е и В1, В2, В6, РР. В манке содержится много железа и совсем мало клетчатки. В манной крупе много глютена. Она является хорошим средством лечения всех болезней кишечника, очищает организм от слизи и выводит жир.

Фото - фотобанк Лори

Завтрак очень важен для каждого человека, и его ни в коем случае нельзя пропускать. Ведь только утренний прием пищи максимально запускает обмен веществ, насыщает организм нужными витаминами и полезными элементами, дает энергию на целый день. Регулярный завтрак положительно влияет на работу головного мозга, улучшает память и повышает концентрацию внимания, снижает риск возникновения болезней сердца, сосудов и развития сахарного диабета, поддерживает оптимальный вес.

Лучшим блюдом для завтрака всегда считалась каша. Она должна обязательно входить в рацион малыша. Прикорм грудничка кашей начинают уже с шести месяцев. Но далеко не все дети с радостью едят это блюдо, а многие и вовсе отказываются кушать. В статье мы рассмотрим, что делать, если ребенок не хочет есть кашу. И узнаем, чем еще можно покормить малыша на завтрак.

Когда вводить кашу в прикорм

Кашу дают в прикорм грудных детей в шесть месяцев, когда в рацион уже включены овощные и фруктовые пюре. Начинают с гречневой крупы, затем вводят рисовую и кукурузную. В 8-9 месяцев в меню грудничков добавляют овсянку и ячневую кашу, включают молочные блюда. Манку не советуют давать раньше года.

Первой кашей для малыша должна стать безмолочная гречневая каша без сахара и соли. Для вкуса в блюдо добавляют несколько капель грудного молока или молочной смеси, а также растительное масло. Для детишек старше восьми месяцев кладут кусочек сливочного масла. От соли и сахара нужно отказаться минимум до 10-12 месяцев.

Очень важно, чтобы первыми кашами были безглютеновые крупы, приготовленные на воде. Они наиболее безопасны для грудничка, легче и быстрее усваиваются, не вызывают аллергии и расстройства желудка. В то время, как глютен и коровье молоко отличает высокая аллергенность. Эти компоненты вызывают тяжесть и несварение.

Вводите каждую крупу постепенно и делайте перерывы между введением минимум неделю. Первые каши должны быть по консистенции, как жидкое пюре, и обязательно без комочков. Постепенно долю крупы в рецепте увеличивают и делают блюдо более густым.

После восьми месяцев в кашу для ребенка можно добавлять фрукты и овощи после термической обработки, сухофрукты, после девяти – пюре из мяса, после десяти – рыбное пюре. Важно сначала отдельно ввести каждый компонент в рацион малыша, а уже затем добавлять в рецепт. Подробнее, как правильно вводить прикорм для младенцев, читайте здесь.

Если ребенок не ест кашу

  • Не заставляйте кушать малыша, если тот не хочет, и ни в коем случае не вталкивайте ложку в рот насильно. Это только усугубит ситуацию и может напугать ребенка;
  • Если ребенок отказывается кушать, не настаивайте, а попробуйте дать блюдо снова через 30-50 минут. Важно, чтобы он проголодался. Не давайте крохе печенье, конфеты или что-то в этом роде, лишь бы он что-нибудь съел. Это только ослабит желудок и отобьет аппетит;
  • Если ребёнок отказывается и от другой пищи, возможны проблемы со здоровьем. Дети отказываются кушать при простуде и температуре, расстройствах пищеварения и стула, болях в животике и других подобных проблемах;
  • При прорезывании зубов дети часто отказываются от пищи, так как она вызывает сильный дискомфорт и оказывает болезненные ощущения в деснах. Снять боль, резь и воспаления смогут специальные детские прорезыватели для зубов;
  • Перед подачей проверяйте температуру блюда. Оно не должно быть холодным, обжигающим или слишком горячим, пересоленным или переперченным. Каша должна быть теплой. И помните, что вряд ли дети будут кушать горячую пищу в жару;
  • Будьте осторожны при введении новых продуктов в рацион ребенка. Сначала давайте попробовать ингредиент отдельно, а не в составе других блюд, чтобы проверить, не вызывает ли он аллергию;
  • Заинтересовать ребенка в употреблении супчика можно при помощи интересной яркой и красивой посуды. Выбирайте тарелки с героем или картинкой внизу. Скажите малышу, что на дне прячется что-то интересное, и кроха скорее съест содержимое, чтобы увидеть рисунок;
  • Ребенку может не понравиться вкус каши. Она должна быть обязательно без комочков! Каждый раз готовьте свежую кашу, так блюдо будет вкусным и аппетитным;
  • Выясните вкусовые предпочтения малыша. Экспериментируйте, комбинируйте разные ингредиенты и делайте подачу интересной. Если не понравилось одно блюдо, предложите другое. При этом не понравившуюся кашу можно предложить ребенку снова через одну-две недели;
  • Не перекармливайте ребенка! Прикорм начинают с половины чайной ложки каши и постепенно увеличивают порцию до 150 грамм. Это норма для малыша в 7-8 месяцев. Для годовалого ребенка суточная норма любой каши не должна превышать двухсот грамм;
  • Не кормите ребенка перед сном и не давайте слишком тяжелый ужин с мясными блюдами. Такое кормление не только сбивает пищевой интерес и отбивает желание кушать на завтрак. Оно ухудшает сон и отрицательно влияет на работу пищеварения.

Как правильно готовить кашу

Часто детки не хотят кушать кашу потому, что она невкусная. Вы легко можете это исправить, правильно приготовив блюдо и добавив новые ингредиенты. Для правильного приготовления крупы, кроме гречки и риса, закладывайте в кипящую кашу. Кроме того, для улучшения вкуса можно сварить кашу до полуготовности, слить воду, добавить молоко и масло. Затем закрыть кастрюлю крышкой, завернуть в полотенце и оставить разбухать.

Рис, перловую и пшенную крупу промывают в горячей воде, чтобы отделить крахмал и жир. Гречку перебирают и моют в холодной воде. Чтобы каша быстрее сварилась, замочите крупу в холодной воде на ночь. Любую крупу варите только на воде, а подогретое молоко добавьте в уже готовое блюдо для вкуса. Давайте рассмотрим подробнее, как приготовить каждый вид крупы:

  • Для приготовления рисовой каши стакан подготовленного риса заливают 1,5 стаканами воды. Накрывают плотной крышкой и варят 12 минут. Не перемешивают! После варки кашу настаивают еще 12 минут;
  • Гречку варят в пропорции 1 к 2 с водой под плотно закрытой крышкой. После закипания воды оставляют до полного впитывания. Содержимое не перемешивают и не добавляют сахар, так как он нейтрализует полезные свойства продукта;
  • Чтобы сварить пшенку, берут два стакана крупы и четыре стакана воды. В воду добавляют чайную ложку соли и две столовых ложки растительного масла. Когда она закипит, всыпают подготовленное пшено и варят до загустения. Затем оставляют на час настаиваться.

Манную кашу не рекомендуется давать детям чаще одного раза в неделю. Она считается одной из самых бесполезных круп, так как содержит минимум полезных веществ и максимум крахмала. Важно правильно сварить манку, иначе она может негативно отразиться на работе кишечника и вызвать расстройства стула. Для приготовления засыпьте крупу в кипящую воду и варите не больше минуты, затем оставьте разбухать на двадцать минут, иначе она будет разбухать уже в желудке.

Чтобы улучшить вкус и привлечь внимание ребенка, в любую приготовленную крупу для малышей старше 2-3 лет можно добавлять мед и различные специи. Разнообразят вкус анис, корица, ваниль и барбарис. Маленькие кусочки мармелада не только сделают блюдо сладким, но и добавят пектин. Для детей помладше, в том числе и в период грудного вскармливания, добавляют варенье, грецкие орехи, овощи и ягоды, мясо и рыбу, сухофрукты.

Однако если ребенок не хочет кушать никакую кашу, можно найти альтернативу и готовить на завтра не менее полезные блюда. Кроме того, не обязательно давать крупы каждое утро. Давайте рассмотрим чем кормить на завтрак, если ребенок не ест кашу.

Чем заменить кашу

  • Для привередливых детей, которые плохо едят или не хотят кушать, предлагайте несколько вариантов завтрака. Для этого положите на тарелку понемногу разных продуктов. Это могут быть вареные яйца, порезанные овощи и фрукты, хлебцы с маслом и сыром;
  • Печеные фрукты – полезный и вкусный вариант для завтрака. Лучше всего подходят зеленые яблоки и груши. В блюдо можно добавить творог или мед;
  • Фаршированные яйца и помидоры выглядят интересно и аппетитно. Кроме того, они имеют оригинальный вкус. В качестве фарша используют сыр и творог, яичный желток и творог, творог с зеленью и т.д.;
  • Шарики из отварной гречки или риса станут прекрасной альтернативой каше. Для этого сварите крупу и скатайте шарики, сверху полейте нежирной сметаной, фруктовым пюре или растопленным сливочным маслом. Такое блюдо обязательно вызовет интерес у крохи. Для детей постарше в рецепт шариков можно добавить тертое вареное яйцо или сыр, мелко порезанные сухофрукты и пр.. Кроме того, шарики можно обвалять в панировке и запечь в духовке в течение трех минут;
  • Разнообразить завтрак помогут овощные и фруктовые салаты. Для заправки овощей используйте нежирную сметану, растительное масло или лимонный сок, а для фруктов – натуральный йогурт. Кроме того, можно подать ребенку отварные или запеченные овощи. Но не используйте тяжелые продукты, типа картошки, свеклы или белокочанной капусты;
  • Макаронные изделия кушать по утрам гораздо полезнее, чем в обед или на ужин. Чтобы не переварить макароны, варите продукт в большом количестве воды. Также из макарон можно приготовить запеканку. Для этого залейте изделия яйцом со сливками. Для вкуса и питательности в блюдо добавляют тертый сыр, овощи. Вареные макароны не рекомендуют давать чаще двух раз в неделю;
  • Гречневая и рисовая лапша тоже станет прекрасной заменой каше. Такое блюдо прекрасно сочетается с перепелиными и куриными яйцами, овощами и шпинатом, сухой зеленью, творогом и сыром. Кроме того, блюдо можно заправить сметаной и посыпать кунжутом. Варить лапшу лучше на пару;
  • Молочный суп – сытное и полезное блюдо для малышей старше года. Чтобы сохранить пользу ингредиентов, молоко и компоненты варят по отдельности. В супчик добавляют вермишель и макароны. Используйте макаронные изделия необычной формы, например, звездочки или буквы. Кроме того, в молочный суп добавляют цветную капусту и брокколи, тертую морковь, рис;
  • Омлет – тяжелое блюдо, которое, как и макароны, не рекомендуется чаще одного-двух раз в неделю. В рецепт можно добавить зелень и овощи, тертый сыр;
  • Запеканки – распространенное блюдо на завтрака, которое тоже можно готовить из круп. В этом случае оно станет прекрасной заменой каше. Для приготовления используйте рис, гречку и овсянку, различные фрукты и овощи, сухофрукты, яйца, творог. Кроме того, можно приготовить запеканку из макаронных изделий.

Что нельзя давать на завтрак

С утра не рекомендуется давать тяжелые продукты, изделия с добавлением некачественной муки и разрыхлителя, ароматизаторами и красителями. Такая “неприятная” еда усложняет переваривание и раздражает кишечник, вызывает тяжесть в желудке, провоцирует быструю утомляемость и ухудшает настроение.

На завтрак ребенку нельзя давать картофель, свеклу и белокочанную капусту. Запрещаются быстрые завтраки, среди которых глазированные хлопья и шарики, мюсли и другие подобные продукты. Они не заменят кашу. В состав данного питания входят большое количество сахара и искусственные витамины. Из-за химических добавок и промышленной обработки такие завтраки теряют ценность и даже могут вызвать отравление у маленького ребенка.

Не давайте ребенку печенье и кексы, жареную пищу и горячие бутерброды. Они утяжеляют пищеварение и ослабляют организм, не запускают вещественный обмен. Не рекомендуется давать кефир утром. Лучше заменить напиток на более мягкий йогурт. Чистый творог и сырники тоже не нужно давать в утреннее время. Это сытные и питательные продукты, но очень тяжелые. Они не запускают процесс обмена веществ, а насыщают и утяжеляют организм.

Кефир, сырники и творог лучше давать детям во второй половине дня. Это станет прекрасным перекусом или полдником и разнообразит рацион малыша. А что можно приготовить детям, вы найдете в статье “Рецепты блюд для ребенка на каждый день”.

Ваш малыш достиг полугодовалого возраста, у него уже появился первый зубик, и вот настал период ввода прикорма. Логичный этап в развитии каждого карапуза – переход от рациона, состоящего исключительного из материнского молока или смеси, на разнообразную взрослую пищу. Это молочные и безмолочные каши, овощные, мясные, рыбные и фруктовые пюре, кисломолочные продукты, хлеб, печенье. Некоторые мамочки отдают предпочтение специальному детскому питанию - безопасный, но недешевый вариант прикорма. Некоторые начинают давать крохе сразу перетертую взрослую пищу, к примеру, борщ или котлеты, как делали еще наши бабушки. Вариантов прикорма множество. Главное – кроха должен постепенно знакомиться с более взрослой пищей, никто не держит малышей до года на одном молоке.

Примерно после полугодовалого возраста детки потихоньку начинают пробовать новые продукты

Ситуация может сложиться по-разному. Бывает, что крохи с большим удовольствием приступают к кашкам и овощам, а бывает, что и не хотят их есть. Непривычный вкус пищи вызывает у них внутренний протест, малыши продолжают требовать только мамину грудь или бутылочку со смесью. Часто можно услышать от молодой мамочки, что она жалуется на своего малыша, мол, ничего, кроме груди не хочет, от каши отворачивается, пюре выплевывает. Каждая попытка накормить малыша по-взрослому становится настоящей борьбой - мама и ребенок в стрессе, куча еды переведена. Что же делать, когда ребенок отказывается от прикорма?

Переводим кроху на взрослую пищу

Основная еда крохи до полугода - это материнское молоко в случае грудного вскармливания, искусственная смесь, если молока у мамы нет, или совмещение первого и второго видов. Суть прикорма состоит в том, что ребенка надо постепенно переводить на более взрослые виды пищи, этого требует физический рост человека, прежде всего, развитие желудочно-кишечного тракта. Приобщать кроху к «человеческой» пище нужно осторожно, так как ЖКТ уже настроился исключительно на молоко. Новая еда – стресс для организма, она может спровоцировать новый всплеск колик, запоров, диареи и других проявлений дисбактериоза. Для того чтобы нивелировать негативные последствия, нужно соблюдать правила перевода на прикорм.

Вводить прикорм нужно осторожно, так как желудок ребенка пока рассчитан исключительно на грудное молокоКогда начинать?

Раньше считалось, что начинать нужно после достижения полугодовалого возраста и появления первого зуба. Современная педиатрия более лояльно относится к вопросу времени – все зависит от индивидуальных особенностей развития ребенка. Нередко даже врачи и медсестры советуют вводить с 3-4-х месяцев по капле яблочный сок, причем даже покупной, а не свежевыжатый, пюре из кабачка. Что советует по этому поводу ВОЗ и доктор Комаровский:

  • Идеальный возраст – после достижения 6-ти месяцев. Ранее 4-х месяцев вводить новую пищу запрещено.
  • Идеальный вес – не меньше 6,5 кг. Ребенок должен удвоить свой вес к моменту ввода новой пищи.
  • Кроха должен уверенно держать головку и поворачивать ее в разные стороны.
  • Дитя без проблем сидит. Кормить еще не сидящего малыша чем то, кроме молока, проблематично.
  • Нивелирован рефлекс выталкивания языком.
  • Кроха умеет вытягивать вперед нижнюю губу, это значит, что он может взять ртом ложку.
  • Идеально, если ребеночек на ГВ проявляет интерес к «человеческой» еде, когда видит, что взрослые принимают пищу. Это говорит о моральной готовности крохи к переводу на новый стол.
  • Кроха активен, он ползает, играет, энергичен и просит есть.

Правила успешного перевода на взрослую пищу

Иногда от мамочек можно услышать, что они пробуют вводить самые разные виды прикорма с временной периодичностью в 5-7 дней. Мол, не пошел кабачок - через несколько дней дадим цветную капусту. Кроха отворачивается от гречки, сразу дадим овсянку. Итог – ребенок отказывается от прикорма, страдает от колик и диареи не меньше, чем новорожденный младенец. Это ошибка. Приведем несколько простых, но важных правил, которые помогут не навредить крохе.

Проконсультируйтесь с врачом

Доверяйте не только собственной интуиции, советам бабушек и подруг, интернету.

Главный ваш помощник в воспитании крохи – педиатр, опытный, но в тоже время следящий за современными медицинскими течениями. Обычный участковый врач может руководствоваться только общепринятыми нормами и давать обобщенные советы, не учитывая индивидуальные особенности вашего ребенка.

Прислушивайтесь к себе

Хорошая мама хоть и может допустить ошибку, но не часто. Если вы видите, что ребенок не готов еще к вводу прикорма, не торопитесь. Может, вы ощущаете психологическую нестабильность малыша. Никто кроме вас не знает организм ребенка так досконально. Врачи, к примеру, нередко пропускают небольшие признаки аллергии и дисбактериоза - покраснение губ или кистей рук, метеоризм. Это может являться реакцией на новый продукт.

Мама должна доверять своей интуиции, ведь она лучше всех чувствует потребности ребенкаГрудное и искусственное вскармливание – разницы нет

Раньше считалось, что крохи, находящиеся на искусственном вскармливании, нуждаются в более раннем вводе прикорма. Количества полезных веществ в смесях недостаточно, малышам нужно как можно быстрее разнообразить рацион. Современная педиатрия придерживается другого мнения – не столь важно, на каком вскармливании находится малыш, временные аспекты ввода новой пищи универсальны.

Новая пища – только для малыша в здоровом состоянии

Дегустации противопоказаны деткам, которые находятся в любом виде нездорового состояния. Температура, дисбактериоз, простуда или вирусная инфекция, стресс, время до и после прививки – периоды, запрещенные для введения прикорма. Организм и так находится в стрессовом состоянии, он борется с негативными факторами - новая пища воспримется не так, как нужно.

Все новое – понемногу

Каждый новый продукт нужно начинать давать крохе с минимального количества, только так вы не вызовете серьезной аллергической реакции. Возможно, у вашего ребенка индивидуальная непереносимость яблока или он будет сильно поносить на цветную капусту. Вы ничего не можете знать наперед, ведь человек попробует каждый продукт впервые в жизни. Оптимальная доза - половинка чайной ложки, даже если вы даете продукт грудничку 8-го или 10-го месяца жизни. В течение недели постепенно доводите количество до возрастной нормы.

Для начала следует дать ребенку меньше ложки нового продукта - это позволит отследить реакциюНикакого насилия

Учитывайте желания ребенка, но без фанатизма. Научитесь определять, просто ли малыш капризничает, либо ему действительно противен именно кабачок, а гречневую кашу он ест с удовольствием.

Грудничок – тоже личность, насилием делать с ним ничего нельзя. Прикорм вводить нужно, причем разнообразный, но не упорствуйте излишне, переждите.

Монокомпонентность

Начинайте с одного продукта. Не давайте сразу персиково-грушевый сок или мясное пюре с брокколи. Сначала только яблочный сок, только мясное пюре, только кабачок. Монокомпонентность позволяет определить, как ребенок переносит тот или иной ингредиент. Если заболит живот, вы не поймете, какой именно продукт не подошел малышу.

Правильное начало

Одно из главных условий успешного ввода прикорма – правильное начало. Если вы начнете давать малышу взрослую еду из сладких фруктов, он потом с большим трудом будет кушать пресные овощи. С чего нудно начинать:

  • с монокомпонентных овощных пюре, если у малыша склонность к запорам;
  • с безмолочных каш, если ребенок часто поносит.

Если у ребенка случается понос, начинать ввод прикорма лучше с кашПочему же ребенок отказывается от «человеческой» пищи?

Пришло время ввода новой пищи. Вы все сделали по правилам, руководствуясь собственной интуицией, советами квалифицированного педиатра. Малыш все равно отказывается кушать новую еду. Возможные причины того, что ребенок не ест прикорм:

  • ребенок психологически не готов к переходу на новый рацион;
  • кроха пока не привык к новому вкусу, нужно осторожно пробовать еще раз;
  • у крохи психологический барьер, возможно, случайно созданный вами;
  • грудничок плохо себя чувствует, могут резаться зубы или болеть живот;
  • кроха просто капризничает, отличается избирательным вкусом.

Что делать?

Что же предпринять, если ребенок не хочет есть прикорм? Приучить малыш можно следующими способами:

  1. Развивайте пищевой интерес крохи. Усаживайте его за общий стол, давайте по капле попробовать, что едят взрослые. Главное - давайте только диетическую пищу. Некоторые родители увлекаются этим процессом, могут дать крохе попробовать даже жареную картошку или шоколадную конфету. Комаровский называет это «развлечением мам и пап».
  2. Давайте новую пищу голодному ребенку. Сытый кроха не захочет ничего кушать, тем более нового. После прогулки, активных игр у малышей обычно разыгрывается аппетит.
  3. Давать еще не привыкшему к прикорму ребенку печенье, хлеб или другие продукты, от которых может отломиться кусок и попасть в дыхательные пути - неразумно. Малыш испугается, у него возникнет психологический барьер к приему новой пищи.
  4. Кроха отказывается от баночной еды? Попробуйте готовить сами. Те же овощные, мясные и фруктовые пюре легко готовятся при помощи блендера и толкушки. Некоторые крохи едят только то, что приготовила мамочка.
  5. Играть с едой – нехорошо, но иногда можно. Порежьте овощи и фрукты, к примеру, кабачок и яблоко на кубики, пусть кроха постоит пирамидки - в процессе игры и попробует.

Мама может приготовить пюре и самостоятельно - ничего сложного в этом нетПроявляйте фантазию и будьте спокойны!

Помните о следующих правилах:

  • Боритесь с избирательным аппетитом ребенка, иначе он вырастет в ужасного капризулю и малоежку. Лучший метод борьбы – голод. Пусть бабушки называют вас садисткой, лучше иногда голодный ребенок, чем малоежка и капризуля.
  • Поменьше нервничайте сами и не нервируйте свое чадо. Зацикливаться на прикорме, как и на чем-либо другом, вредно. Помните, что не было детей, до 3 лет кушающих только молоко, все рано или поздно переходят на взрослую пищу. Заставить кроху невозможно, как и взрослого человека.
  • Никогда не наказывайте кроху за перевернутую тарелку, размазанное по слюнявчику пюре. Помните, что он еще совсем маленький, есть аккуратно не может.
  • Кроха отказывается от пищи, которая ему раньше нравилась? Сделайте перерыв в 7-10 дней.
  • Совмещайте еду с игрой. Пусть ложка превратиться в самолетик, а тарелка с кашей будет с изображением любимой игрушки или мультипликационного героя.

Многие молодые мамы жалуются на своих карапузов: «И кашу не ест, и от пюре отказывается. Подавай титю, и все тут!» Очередная попытка накормить малыша чем-то кроме грудного молока или смеси заканчивается полным провалом. Кроха плюется, отворачивается от ложки и демонстрирует полное безразличие к предложению подкрепиться. Как решить эту проблему? Может ли прикорм быть радостью, а не пыткой и обоюдным стрессом?

Порой, чтобы накормить малыша, нужно приложить немало сил.

Для начала разберемся, в чем суть этого процесса, при наличии каких условий целесообразно начинать введение прикорма, каковы его правила. А затем рассмотрим возможные причины отказа вашего крохи от еды и пути преодоления этих трудностей.

Основная пища малыша с рождения и примерно до полугода - это:

  1. материнское молоко;
  2. материнское молоко и адаптированная смесь, если первого компонента не хватает;
  3. адаптированная смесь, если молока нет совсем.

Смысл прикорма - в приобщении ребенка к «взрослому» столу переходе от младенческой пищи к «человеческой». Карапуз исследует неизвестные ранее вкусы. знакомится с новыми продуктами.

Когда начинать?

Нам недавно исполнилось три месяца. И на очередном приеме у педиатра медсестра посоветовала давать малышу яблочный сок, по капельке. Я удивилась, а про себя подумала: «Так рано? Кислый промышленный сок? Зачем? Ведь в нем практически нет витаминов». Не рискуя слепо доверять словам нашего «наставника», я решила узнать, что по этому поводу говорят ведущие педиатры страны (например, Комаровский) и Всемирная организация здравоохранения.

Торопиться с введением прикорма не стоит. Всему свое время.

Оказывается, существует целый перечень условий, при наличии которых пора задуматься о разнообразии детского меню.

  1. Возраст. Нет никакой нужды прикармливать кроху ранее 4-х месяцев. Лучше, если до полугода ваш малыш будет питаться только молоком или смесью.
  2. Вес. С момента рождения карапуз должен весить в два раза больше, примерно 6,5-8,5 кг.
  3. Показатели физического развития и становление ЦНС:

Только при наличии всех этих обстоятельств постепенное приобщение вашего чада к «взрослому» столу считается своевременным.

Соблюдение некоторых правил спасет вас и кроху от лишних неприятностей.

Правило №1. Доверяйте себе и современным научным исследованиям

Забудьте о том, что говорили вам «опытные родственники» (бабушки, свекровь, тети, мама). Дать совет - это их жизненная необходимость. И, к сожалению, не всегда она является целесообразной и полезной. Думайте своей головой, полагайтесь на материнскую интуицию. Никто не знает вашего ребенка лучше, чем вы. И никто не сможет найти к нему подход так, как это сделает любящая мама.

Мама знает, что хорошо для ее крохи.

Не подражайте знакомым, хвастающимся, что их карапузу всего 5 месяцев, а он ложками уминает картошку. Придет и ваше время. Ведь вы не участвуете в соревновании за золотые медали.

Пропускайте через фильтр слова лечащего доктора. Как правило, наши участковые медики руководствуются одинаковыми для всех нормами. Это удобно и быстро. Но каждый ребенок - это совершенно особый случай. Учитывайте все нюансы, выйдите из общего строя, если не успеваете или наоборот рветесь вперед.

Многие мамы не раз замечали . Белые пятна могут служить сигналом воспалительных процессов, которые происходят в организме малыша. Как только вы заметили налет, немедленно принимайте меры.

Детки до года часто мучаются от запоров, которые происходят по самым разным причинам. Помочь малышу покакать можно разными способами. Безусловно, одним из самых эффективных является .

Правило №2. Вид вскармливания не имеет значения

Утверждение, что «искусственники» должны раньше переводиться на взрослую пищу, чем груднички, устарело. Оно основывалось на низком качестве молочных смесей и возникающей в результате этого нехватки витаминов и полезных веществ. Но индустрия детского питания не стоит на месте. И прогресс налицо. Современные адаптированные смеси имеют богатый состав и хорошо усваиваются растущим организмом.

Мы, искусственники, теперь наравне с грудничками!

Правило №3. Новый продукт - здоровому ребенку!

Противопоказаны любые дегустации, если у малыша болит животик, он температурит, восстанавливается после болезней или прививок.

Сегодня для пищевых экспериментов я не готов!

Правило №4. Кормите малыша новой пищей до приема основной еды

В противном случае карапуз насытится маминым молоком, и на другие «блюда» просто не останется места.

Правило №5. Не применяйте насилие

Если кроха отворачивается от ложки, не нужно настаивать и упрямо пытаться положить ее в рот.

Правило №6. Не увлекайтесь количеством

Вводите новый продукт постепенно, с половины чайной ложки. И в течение недели доводите до нормы. Если какой-то продукт не пошел, прекратите его прием на недельку или 10 дней, затем попробуйте снова.

Начинайте прикорм с маленьких порций.

Правило №7. Монокомпонентность

Отдайте предпочтение легким овощным пюре.

Итак, мы познакомились с условиями и . Пришло время ответить на вопрос, почему же некоторые дети (а таких большинство) отказываются есть что-то кроме маминого молока.

Причины отказа от прикорма


Что делать, если вашему малышу уже исполнилось 6, а возможно, даже 8 или 10 месяцев, но он не желает даже пробовать еду с общего стола?

Этот вопрос становится важным, если анализ крови грудничка отражает недостаток таких элементов, как железа, фолиевой кислоты и витамина В12.

В данном случае нужно принимать меры.

Если вы мама грудного ребенка, вы наверняка не раз замечали, что иногда у малыша потеет головка. Это может происходить при повышенной физической активности, переутомлении, если ребенок носит одежду из синтетических тканей. Более подробно о проблеме «мокрой головки грудничка» расскажет .

Если ребенок не ест прикорм…



Не зацикливайтесь на прикорме. Ведь это не основная еда, а лишь знакомство с ней. Всему свое время. Все малыши - неофобы (неофобия - боязнь новых продуктов). Слушайте материнскую интуицию и свое дитя. Все случаи индивидуальны. Поэтому успокойте свои нервы и потихоньку приучайте малыша к общему столу. Пусть прикорм станет приятным и вкусным занятием, долгожданным и радостным ритуалом. Главное: делайте все с удовольствием. Не ест он эту кашу - и ладно! Сейчас вам не верится, но придет время, и вашего карапуза будет за уши не оттащить от макарон сыром. Просто подождите.

Удачи вам и терпения!

Просмотры: 22 510

Довольно распространенная проблема того, что ребенок не ест каши, на самом деле решаема. Тем родителям, которые ввели в качестве первого прикорма именно каши очень повезло. Они не познали тех проблем, которые возникли у сторонников овощей. Ведь в большинстве своем ребенок не ест кашу потому, что он уже ел другие, более вкусные, по его мнению, продукты. Любая каша по сравнению с грудным молоком или смесью имеет свой особый вкус, но если ребенок (разумеется, мы говорим не о грудничке) уже ел другие продукты с новыми вкусами, такие как лапша, домашние пельмени или макароны, то каша по сравнению с ними однозначно проигрывает. Именно поэтому эта проблема не нова, и на нее уже найдено несколько решений.

Часто, когда грудничок не ест, имеет место быть психологический фактор. Иногда ребенок не ест каши только потому, что их не едят его родители. Заставить съесть маму или папу овсяную кашу почти невозможно, зато можно увидеть на обеденном столе различные бутерброды, газировку и прочие вредные, но столь заманчивые продукты. А взрослые еще и хотят заставить ребенка кушать! Подход этот в корне неверен, дети все замечают, копируют поведение родителей, и хотят есть то, что едят взрослые. Поэтому если вы желаете, чтобы ваш ребенок хотел и ел кашки, нужно постараться самим их есть.

Каши для детей до года готовятся обычным образом, ведь никто не сомневается, что ребенок будет их есть. Но после двух лет нужно исхитряться и придумывать новые способы показать всю полезность и вкусность каш. Часто приходится применять фантазию. Двухлетние дети еще могут следовать рекомендациям мамы, но уже тогда все зависит от того, как именно блюдо подается ребенку.


Подпишитесь на «Прикорм Ребенка» на YouTube!

Ребенок не хочет есть кашу

Если ребенок плохо ест кашу или же совсем от нее отказывается, можно прибегнуть к некоторым хитростям. Для начала нужно проверить и испробовать все виды круп. Часто, если ребенок плохо воспринимает одну кашку и не ест ее, ему может понравиться другая. Можно попробовать кашки с добавлением фруктов или многозерновые и с добавлением варенья. Накормить детей с точки зрения полезности довольно сложно, но каждый знает, что злаки очень полезны и обязательно должны присутствовать в рационе малыша.

Большинство детей плохо воспринимает рассказы о полезности, их больше привлекает оформление блюда. Поэтому чтобы заинтересовать ребенка, обязательно красиво оформите тарелку с едой. Например, обычная манная каша может показаться невкусной и ребенок ее не съест. Но если нарисовать на ней варением веселую рожицу, она станет отличным, привлекающим внимание завтраком. В качестве декора также можно использовать различные фрукты и овощи.

Если же и такая форма подачи никак не привлекает ребенка, и он все равно не ест, можно добавлять крупы в другие блюда, такие как запеканка, торты, оладьи и так далее. Поэтому прежде чем отказаться от кормления кашами, поищите вкусные рецепты, которые точно смогут заинтересовать вашего ребенка.

сайт 2017-06-18

Поверьте, ребенок не желает есть те или иные блюда не из-за вредности и плохого характера. Нужно найти настоящую причину, почему он отказывается от продукта. К тому же, если тот необходим для правильного рациона.

Почему ребенок не ест кашу

Любой детский врач посоветует вводить в меню малыша с 7-8 месяцев первые . Обычно сначала вводят безглютеновые и безмолочные — гречка, рис, кукуруза. (Глютен (белок) иногда вызывает аллергию, а коровье молоко не каждый организм принимает.) Важна и консистенция — однородная масса, жидкая или полужидкая.
У крохи уже возникнут вкусовые пристрастия. Может не понравиться не только та или иная каша, но и определенный производитель! Благо, сегодня на рынке детского питания — масса предложений! Например, маленький отказался от «Малютка». Это не значит, что гречку вычеркиваем навсегда. Не пожалейте времени и денег — купите детские каши Heinz, Nestle, Bebi и другие.

А овсяную, возможно, ребенок пожелает кушать именно от «Малютки» . Не ищите здесь логику — просто у ребенка такой вкус! Может, маме кажется каша недостаточно сладкой, и она, добавив сахара, пичкает «вредину», а тот не открывает рот. Но он, возможно, хотел сказать не о сахаре, а о том, что консистенция слишком жидкая, температура слишком высокая, или мама плохо перемешала порошок, оставив комочки. Сначала предложите ребенку одну и ту же кашку (пусть, 2 ложки) в разных вариантах – более (менее) густую, с добавлением фруктового пюре или грудного молока. Найдется идеальный вариант!

Следующих ступеней — каши из разных круп, — мультизлаковые, молочные, в том числе. С первыми зубками вводим и твердую пищу. В кашу можно добавить кусочки фруктов, овощей . Бывает, мама и экспериментирует с детскими кашами, а все не то! Не может понять, почему ребенок не ест кашу? А если тайна кроется именно в коробочках? Чем старше становится ребенок, тем больше он стремится подражать взрослым! Не пора ли угостить ребенка кашей с вашего стола? Можно предварительно хлопья измельчить в блендере. Порой, даже предметы быта творят чудеса. Малыш обожает открывать кухонные шкафы? Доставать кастрюли? Вот и обыграйте это! Объявите, что любимая кастрюлька сварила что-то вкусное! Покажите, как накладываете кашу в тарелку из кастрюли. В каких-то случаях, подобные уловки помогают!

Уже повзрослевшему ребенку детсадовского возраста каши можно предлагать в огромном количестве вариантов и разновидностей! Но здесь придется столкнуться с новой трудностью. Если ребенок до садика не любил каши, а в саду их предлагают каждое утро, да еще в нелюбимом виде (допустим, несладкие), и воспитатель настойчиво требует опустошить тарелку, может выработаться и отвращение к кашам вообще! В этом случае договоритесь с работниками детского сада, чтобы не заставляли есть определенную кашу. Пусть съест два кусочка хлеба с маслом, выпьет какао. Ребенку хватит, чтобы насытиться. Зато не возникнет психологическая проблема. А дома продолжайте изредка варить «нелюбимую» кашу, но завуалируйте так, чтобы превратить в лакомство.

Манку можно смешать , рис, гречка бывают солеными гарнирами, а бывают сладкими кашами . Крупы и хлопья можно компоновать, добавлять орехи или семечки, варенье или мед, фрукты или джем. Можно сварить на молоке или воде — уже разные вкусы. Старайтесь каждый вид крупы правильно готовить. Важно не то, что ребенок проглотит несколько ложек каши, а то, что получит максимум пользы. Например, гречка, богатая железом, по правилам заливается теплой водой и настаивается несколько часов. Ее даже можно не варить! И она сохранит полезные свойства, не подвергаясь термической обработке. А овес (геркулес) обогатит организм магнием, кремнием, фосфором, витаминами! Но не стоит заменять эти хлопья кашами быстрого приготовления! Последние в процессе обработки теряют почти всю пользу. И нельзя хлопья переваривать — тоже рискуете «выварить» необходимые вещества. Время варки от 5 до 15 минут (читайте на упаковке).

И еще секрет для деток постарше. Если не желают кушать ни каши, ни гарниры из круп — добавляйте последние в мясные блюда , супы (в мясной фарш — гречку, рис). Из овсянки приготовьте сладкие биточки, пожарьте, как оладьи. Главное — польза от круп будет получена!