Что такое фрустрация? Психическое состояние человека. Фрустрация — что это за состояние в психологии, с чем связана Способы борьбы с фрустрацией

Состояние неудовлетворенности, возникающее при несоответствии ожидаемого и действительного, то есть на пути к желанной цели возникает какое-либо непреодолимое препятствие, которое приводит к сильному переживанию.

Фрустрированный человек находит выход своим чувствам либо через агрессию, направленную на других, либо отчаивается и замыкается, винит себя.

Изучением явления занимались такие ученые, как Симонов, Маслоу, Фрейд, многие бихевиористы. Были даны определения потребностям и выявлены ожидания, связанные с ними. Потребности бывают биологическими, социальными, идеальными (духовными). Если человек не может удовлетворить какую-либо потребность, то у него возникает психическое напряжение, которое и приводит к фрустрации. Другими словами, фрустрация - это эмоциональный стресс.

Последствия

Фрустрация - это запускающий механизм для начала конфликта. направляется на другого человека или на объект (такие люди все крушат, ломают). Стойкий индивидуум, умеющий анализировать ситуацию и владеть собой, попытается использовать внешние условия и свои внутренние силы для нахождения оптимальных вариантов выхода из сложившейся ситуации. Напротив, человек, не умеющий владеть собой, в момент наступления фрустрационной ситуации становится импульсивным, теряет самоконтроль, злится, скандалит, оскорбляет, может применить физическую силу.

Иногда человек реагирует на создавшуюся ситуацию уходом. Агрессия не проявляется открыто, а компенсируется психологическими барьерами, такими, как сублимация (агрессия - спорт, секс - творчество); фантазия (мечты, мир грез); рационализация (интеллектуальное оправдание своего поведения). В каких-то случаях человек начинает регрессировать, т.е. трудную, недостижимую задачу заменяет более легкой. Фиксация происходит тогда, когда индивидуум зацикливается на недостигнутой цели, результатом чего станет полная парализация деятельности (не может думать ни о чем другом, ничего не может делать).

Основные фрустрационные причины

Межличностные отношения:

Отношения в семье (бытовые проблемы, деньги, дети).

Отношения на работе (несоответствие затраченного труда получаемому вознаграждению приводит к недовольству начальством, коллегами и т.д.).

- (возбуждение не находит выхода, разрядки).

Фрустрация - это травмирующая ситуация. Она вызывает определенное поведение:

Деструкция и агрессия;

Длительное возбуждение;

Фиксированное поведение (стереотипия);

Регрессия.

Фрустрация. Лечение

Фрустрация - это не болезнь, и вылечить ее нельзя. Для того чтобы разобраться в ситуации, которая повлекла за собой неудовлетворенность, разочарование, крах надежд, нужно обладать умением самоанализа. Психотерапевты советуют «прокрутить» ситуацию назад, как кинопленку, и попытаться представить себе все события другим образом, то есть нарисовать другую картину с положительным финалом. Это нужно для скорейшего выхода из состояния фрустрации.

В сексуальных отношениях фрустрация может привести к невротическим сна, истериям, половой дисфункции. Если вовремя не обратиться к психологу или психотерапевту, то возможны серьезные последствия, вплоть до импотенции у мужчин и половой холодности у женщин. В лучшем случае пары распадаются.

Для преодоления состояния фрустрации необходимо выработать в себе стойкость, умение анализировать ситуацию и принимать ее как очередной опыт, а не удар судьбы.

Асоциальное поведение).

Дословно фрустрация переводится как «обман, ложное ожидание». Это негативное состояние, вызванное невозможностью удовлетворения актуальных потребностей. Переживание и поведение человека определено и вызвано трудностями, которые он не может преодолеть на пути к цели или в процессе решения задач.

Проявления фрустрации носят индивидуальный характер. В число самых популярных реакций входят:

  • разочарование,
  • досада,
  • негодование,
  • отчаяние.

Ситуации, вызывающие состояние фрустрации, называют фрустрационными. Препятствия, затрудняющие достижение цели и вызывающие состояние фрустрации, называют фрустраторами или фрустрационными воздействиями. Эффект, который испытывает личность, пытаясь адаптироваться к фрустрационным условиям, принято называть фрустрационной напряженностью. Чем выше напряженность, тем сильнее активируются функции нейрогуморальной системы. Таким образом, чем больше напряжение (личности сложно адаптироваться), тем на больших мощностях работают психофизиологические резервы организма. Он постепенно истощается.

Теории фрустрации

Вопрос фрустрации до сих пор изучен не до конца. Предлагаю ознакомиться с наиболее популярными теориями, называющими основную защитную реакцию, сопровождающую фрустрацию.

Фрустрация – агрессия

Теория Д. Долларда. Согласно автору, если человек проявляет агрессию, то можно предположить о его фрустрации. Чем сильнее стремление к недостижимой цели, тем сильнее . Фрустрация тем сильнее, чем чаще повторяется и чем ниже толерантность к ней.

Фрустрация – регрессия

Теория К. Левина, Р. Баркера и Т. Дембо. Основной – регрессия, то есть личность воспроизводит ранее усвоенные модели поведения (откат к предшествующим возрастным периодам). Часто этот механизм сочетается с другими.

Фрустрация – фиксация

Теория Н. Майера. Активность человека теряет цель. Поведение становится бесцельным и повторяющимся. То есть человек фиксирует внимание на чем-то узком и не относящемся к цели, зацикливается на не относящихся к фрустрации вещах.

Виды фрустрирующих ситуаций

С. Розенцвейг выделил 3 типа фрустрирующих ситуаций: привационные, депривационные и конфликтные:

  1. Привационные ситуации предполагают невозможность овладения объектом потребности.
  2. Депривационные предполагают утрату объекта потребности.
  3. Конфликтные ситуации подразумевают влияние фрустраторов в виде внешних или внутренних .

Причины фрустрации

Состояние фрустрации вызывают препятствия, мешающие активности, необходимой для достижения цели. Речь идет о запретах, физических и моральных препятствиях, противоречиях. Препятствия бывают:

  • физическими (арест);
  • биологическими (старение, болезнь);
  • психологическими ( , недостаток знаний);
  • социально-культурными (нормы, табу общества).

Преодоление фрустрации

  1. Чтобы адекватно пережить состояние фрустрации, нужно особое внимание уделить ему вначале, когда фрустрация только-только стала заметна. Именно в этот момент человек совершает необдуманные, хаотичные, бессмысленные поступки – как направленные на достижение первичной цели, так и далекие от нее. Главное, пережить агрессию и депрессию, унять эти настроения в себе. Для этого подойдут техники .
  2. Второй шаг – замена первичной цели на альтернативную, но более доступную. Или рассмотрение причин неудачи и составление плана по их преодолению. Лучше сначала провести анализ ситуации. Если выясняется, что преодолеть трудность действительно нельзя (слишком много объективных факторов, не зависящих от личности), то рекомендуется выбрать другую цель или отсрочить достижение прежней, если внешние условия могут измениться со временем.

Состояние фрустрации заставляет чувствовать себя неполноценным. В ответ на это человек, как правило, реагирует защитными механизмами или чрезмерной активностью (гиперкомпенсация). Возможен и третий вариант – сознательное преодоление .

Особенности фрустрационного поведения описываются через мотивосообразность и организованность. Первый фактор предполагает осмысленную и перспективную связь поведения и мотива (потребности), провоцирующего фрустрацию. Организованность поведения предполагает наделение его хоть какой-то целью, не обязательно ведущей к удовлетворению первичного мотива, вызвавшего фрустрационную ситуацию. Сочетание этих параметров и обуславливает характер поведения. Например, оно может быть мотивосообразным и организованным или мотивосообразным, но не организованным и так далее.

Очевидно, у каждого из нас есть свой список потребностей. У каждого из нас есть и мотивация эти потребности доводить до логического завершения. Когда не хватает сил (умственных или физических) справиться с трудностями, воплощая в жизнь свои планы, нас начинает преследовать неприятное психическое состояние, имя которому фрустрация.

Психология характеризует этот термин весьма неоднозначно. Первым фрустрацию, как явление, упомянул знаменитый психиатр Зигмунд Фрейд в своей статье «О типах невротических заболеваний», опубликованной ещё в начале двадцатого века. Фрейд и его последователи находили прямую взаимосвязь между фрустрацией и вспыльчивостью, агрессией, нервным истощением. Согласного изначальной концепции, данное состояние характеризуется постоянным напряжением, невротической тревогой и повышенной враждебностью.

Есть и альтернативные теории. Так, психолог из США Карен Хорди в своём известном труде «Новые пути в психоанализе» говорит о том, что фрустрация не обязательно сопряжена с враждебностью и агрессией, люди, охваченные этим недугом, страдают, не получают ожидаемых результатов от своей деятельности, но при этом не проявляют враждебности и агрессии.

Когда и почему возникает фрустрация?

Стоит отметить, что не каждый случай «провальной» деятельности активизирует фрустрацию. Всё зависит от психологических особенностей конкретной личности, её способности принимать действительность, способности воспринимать мир.

Наиболее частые причины, вызывающие фрустрацию:

Для сильной личности: череда постоянных стрессов, при которых человек со временем перестаёт верить в себя.

Для личности слабой: достаточно мелких неудач, идущих в линейном порядке, человек с заниженной самооценкой может воспринимать своё положение как «бедственное».

Фрустрированное состояние может возникнуть под давлением различных обстоятельств, а также при внутренних конфликтах личности. Факторы, препятствующие достижению целей, можно разделить на следующие группы:

  • материально-ресурсные: отсутствие элементарных средств для достижения поставленных целей;
  • психологического характера: различные фобии, комплексы, мешающие жить;
  • физиологические и биологические: это болезни, различные физические увечья, инвалидность и прочее;
  • социальные и культурные: тот случай, когда нормы морали и нравственности, а также религиозная среда мешают достижению поставленных целей.

Пребывая в состоянии фрустрации, человек испытывает подавленность, тревогу, в отдельных случаях люди ощущают неотвратимость своего положения, их посещают суицидальные мысли. Фрустрированная личность становится раздражительной, ей приятнее прибывать в иллюзиях, дистанцироваться, эскапировать в вымышленный мир.

До чего может довести фрустрация? Как с ней бороться?

Фрустрация, как явление комплексное, имеет несколько способов выражения:

  • депрессивность, подавленное состояние, пессимистическая оценка своих возможностей;
  • зацикленность на одном стереотипном сценарии поведения, даже в том случае, если он не приносит никаких результатов;
  • стремление заместить одну неудовлетворённую потребность другой;
  • при фрустрации агрессия может быть направлена как на объект «неудачи», так и на самого себя;
  • регресс эмоциональной сферы. Личность обращается к примитивным эмоциям, пытается добиться своей цели через жалость;
  • путём смещения, личность может условно изменить свои цели, сменив сам объект фрустрации;
  • в конечном итоге, практически любой человек, испытавший фрустрацию, пытается через рационалистический подход найти положительные моменты в своей деятельности, пытается интенсифицировать свои усилия для достижения цели.

Фрустрация, по длительности и глубине воздействия на психику, может сильно различаться. Случаются продолжительные депрессии, а бывают и короткие вспышки агрессии. Для некоторых типов личности фрустрированное состояние является частью характера, для иных – лишь эпизодическое ухудшение психосоматического состояния.

Анализируя фрустрацию, необходимо выявить её связь с другими негативными явлениями, способными повлиять на психику. Например, стресс. Он чаще всего является своеобразным «детонатором». Сам по себе стресс, как и фрустрация, связан с негативными факторами, но в целом, его легче преодолеть. Чтобы победить это состояние, необходимо разобраться в себе, найти свои сильные и слабые стороны, проанализировать полученный опыт и попытаться составить «план побега». Главное не останавливаться; не сработал один план – сработает другой.

Затянувшаяся фрустрация очень опасна. Постоянное отсутствие веры в себя, неудачи, всё это может привести к хронической депрессии. В данном случае, депрессия является защитным механизмом, это своеобразный «звоночек» для организма. Означает он большую интенсивность психологической нагрузки и указывает на потребность в отдыхе.

Довольно часто, если речь идёт о сильной личности, фрустрация способна оказать пользу. Она подстёгивает человека на решительные, порою безумные поступки, способные помочь в достижении целей.

Фрустрация может иметь разрушительные последствия для психики, очень важно найти правильный выход в правильное время. Важно уметь переключать внимание на другие цели и быть гибким в плане тактики. Снять напряжение помогает медитация, во время неё идеально – вспомнить хорошие моменты из своей жизни и мысленно усилить ощущение радости.

Однако если малейшие неприятности вызывают неконтролируемые вспышки гнева, если в голове возникают только плохие мысли, есть повод обратиться к врачу!

18 17 628 0

Фрустрация – это психическое состояние, когда у человека есть потребность или какое-то желание, но средств или возможностей их удовлетворения нет.

Потребности и желания, которые индивид хочет удовлетворить могут быть как сознательными, так и неосознанными.

Вследствие ситуации фрустрации потребностей возникает эмоциональная реакция на такие травмирующие условия: тревожность, страх, разочарование, обида и т.д.

Состояние фрустрации характеризуется тем, что несмотря на все преграды, индивид пытается любыми способами достигнуть желаемого.

В борьбе за удовлетворение потребностей личность не останавливается и, в случае, невозможности удовлетворить все-таки потребности, он приспосабливается (адаптируется) к сложившимся условиям таким образом, что вырабатывает защитный механизм.

Все мы рождаемся с определенными потребностями, они заложены в нас природой. Это:

  • Физиологические: еда, сон, половое влечение;
  • Потребности в безопасности: приемлемые условия проживания;
  • Социальные: дружба, общение с другими людьми;
  • Потребности в уважении к себе и уважение других, признание заслуг, любовь, принятие, значимость, одобрение;
  • Потребности интеллектуальные: уметь что-то, знать;
  • Потребность в самоактуализации: реализация своих целей и способностей, саморазвитие

От удовлетворения этих естественных потребностей зависит качество жизни и ее наполнение каждого человека. Но, если в какой-то жизненный период (психологическая основа – период детства) потребность/ти по каким-то причинам не удовлетворяются, человек испытывает состояние фрустрации. То есть, естественная потребность есть, а условий для ее удовлетворения нет. Фрустрация.

В период раннего детства условиями для обеспечения основных потребностей ребенка являются родители и созданные ими условия обитания и воспитания ребенка, его эмоционального, когнитивного и физического развития. Мама и папа обеспечивают малыша едой, учат его и наставляют, создают комфортные условия проживания, любят и заботятся о своем ребенке. Таким образом, маленький человек удовлетворяет свои базовые потребности за счет взрослых, на основании чего учится постепенно удовлетворять их самостоятельно в старшем возрасте. На основании удовлетворения родителями потребности в любви, ребенок учится любить себя. На основании удовлетворения потребности в безопасности, ребенок учится ощущать и принимать мир позитивно и миролюбиво. И так с каждой потребностью.

К сожалению, такая картина всеобщего психологического удовлетворения потребностей, скорее, утопична, нежели существующая на самом деле. Нет в мире человека, потребности которого были бы удовлетворены родителями в детстве на 100%. А так как мы все родом из детства, то и фрустраций у каждого хоть отбавляй.

На самом деле, все наши комплексы (низкая самооценка, тревожность, чувство собственной ущербности, надменность в поведении и т.д.) – это следствие неудовлетворенных потребностей, которые мы теперь, во взрослой жизни, пытаемся как-то, если не удовлетворить, то компенсировать недостаток и приспособиться к жизни.

Если вы осознаете, что у вас есть фрустрации или вы постоянно оказываетесь в ситуациях «хочу, но не могу», следующие советы, непременно, помогут разобраться с проблемой и вам станет легче.

Определите фрустрацию

Пожалуй, определить фрустрацию, – самое сложное. Если бы каждый мог ее четко выловить у себя и понять ее происхождение, тогда все были бы счастливы. Но попробовать стоит.

Попытайтесь за собой немного понаблюдать. Для этого возьмите блокнот и разделите его на части вашей жизни. Например:

  • Тело и здоровье;
  • профессиональная деятельность;
  • хобби и увлечения;
  • отношения с противоположным полом и родственные связи;
  • друзья и знакомые;
  • цели, планы и т.д.

Пишите все, чем реально наполнена ваша жизнь. А теперь попробуйте каждый раз, совершая какое-либо действие/контакт с другим/мысль и т.д. ответить себе честно на вопрос «Для чего мне это нужно? Что я хочу получить в итоге?»

Свои ответы базируйте на перечне потребностей, приведенном выше. Отвечайте на вопрос максимально искренне, ведь от этого зависит определение вашей фрустрации. А «проинформирован, значит, вооружен».

Вспомните откуда ваша фрустрация

Когда вы определите свою фрустрацию, а их может быть несколько, постарайтесь вспомнить те ситуации, когда вы хотели удовлетворить потребность, но не могли.

Например, у вас фрустрирована значимость. Вам сейчас очень важно быть значимым для других. В вашем детстве была ситуация (скорее, модель жизни, а не единичный случай), когда ваши родители не демонстрировали вам то, что вы (ваша точка зрения, ваше тело, ваши чувства и желания) имели для них значение и брались в расчет.

Постарайтесь избавиться от чувства вины за то, что вы вообще пытаетесь анализировать заботу и любовь ваших родителей. Во-первых, об этом никто не узнает, во-вторых, вы заботитесь о себе и важнее этого ничего быть не может.

Запишите все ситуации, когда ваша значимость фрустрировалась, все, что удастся вспомнить.

Избавьтесь от негативного чувства

Когда вы обнаружите, что травмирующих ситуаций было не так уж и мало и они остались в памяти и теперь влияют на вашу жизнь, следует избавиться от тех чувств, которые они вызывают. Это может быть обида на родителей, чувство вины, несправедливости, ярости, ненависти и т.д.

Лучший способ избавиться от чувства – выплеснуть его и прожить.

Несомненно, если вы выскажете родителям все, что вам болит, а они послушают, это поможет. Но не каждый человек на такое способен.

Поэтому, справиться со своими чувствами вы можете сами посредством следующего упражнения .

  1. Примите удобную позу лежа.
  2. Выделите все чувства и эмоции, которые Вами на данный момент овладевают (злость, гнев, агрессия, обида, разочарование и т.д.);
  3. Закройте глаза и позвольте себе прочувствовать ОДНО из чувств из Вашего списка. Слиться с этим чувством, принять тот ФАКТ, что в данный момент Вы чувствуете себя разгневанным, например, или обиженным (пусть даже Вам этого и не хочется). Принять себя чувствующим это чувство и простить за него;
  4. Постарайтесь определить, ГДЕ в теле это чувство находится (в голове, на коже, на внутренних органах и т.д.);
  5. Посмотрите на чувство со стороны: какая форма у него, какой цвет, запах, консистенция, форма, на что оно похоже;
  6. Подумайте, что можно сделать, чтобы это чувство в виде “чего-то” исчезло: содрать, помять, выдавить, прижечь и т.д.;
  7. Делайте это с чувством до тех пор, пока оно не исчезнет;
  8. Смотрим на результат: нравится ли Вам то, что Вы видите, хотелось бы еще что-то сделать с местом, где было это чувство, добавить что-то? Если все устраивает, проследите ощущения в теле – нет ли боли, ломоты, зажимов.
  9. Сделайте несколько глубоких вдохов/выдохов животом и открывайте глаза.

Если после выполнения данного упражнения Вы ощущаете дискомфорт в теле, это говорит о том, что Вы что-то пропустили, не до конца его «убрали». Вернитесь снова в то место, где ранее было чувство, и посмотрите, остались ли следы от него. Уберите их, уничтожьте. Делайте это до тех пор, пока ваше состояние не станет комфортным или хотя бы приемлемым на данный момент времени. К работе с одним чувством можно вернуться на следующий день. И так пока оно не исчезнет.

Подумайте, в какой способ вы можете удовлетворить свою фрустрацию

Суть фрустрации заключается не только в том, что нет возможности удовлетворить потребность.

Важно то, что если потребность не удовлетворяется, то и навыки по ее удовлетворению у человека остаются в зародышевом состоянии.

Если ребенка в детстве не любили, тогда он не только не научился себя любить, но и других тоже. И теперь взрослый человек, который уже давно адаптировался к своей фрустрации, бессознательно ищет Другого, который бы эту любовь ему дал. Но при этом, ответить взаимностью сложно, так как человек не научен любить и адекватно демонстрировать свои чувства к Другому.

Поэтому, если у вас фрустрация, тогда вы должны понимать, что вы подсознательно ее всю жизнь пытались удовлетворить. Удовлетворить за счет других (старались добрать от других то, что не дали родители). Но удовлетворить свои потребности за счет других невозможно, это может сделать только сам человек. Придется взрослеть в этом отношении и искать опору уже не в других, а в себе.

Подумайте над тем, в какой способ вы можете удовлетворить свою фрустрацию . Если у вас фрустрировано принятие, тогда стоит учиться принимать себе и других безапелляционно, такими как есть. Если у вас фрустрирована потребность в уважении, стоит поработать над уважением к себе и к другим.

Тут важно осознать, что никто другой вам ничего не должен удовлетворять. Никто не виноват в том, что вас обидели в детстве. Просто так случилось, но вы взрослый адекватный человек, который сам принимает решение: либо дальше цепляться за других и зависеть от них, либо работать над собой и быть независимым.

Если вы увидели ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .