Правила хождения в церковь для женщин. Правила поведения в церкви — как правильно вести себя в храме

В храм сегодня ходят многие, но не все знают, как правильно там себя вести. Например, как нужно туда входить и что делать при входе?

В каком виде нужно приходить в церковь?

Церковь – это не светское учреждение. Вы пришли «в гости» к Богу, поэтому и вести себя нужно соответственно. Прежде всего, собираясь в храм, обратите внимание на свой внешний вид. Одежда должна быть неяркой, по возможности закрывать тело. Не следует надевать джинсы, шорты, короткие юбки, платья или блузки с глубоким декольте, прозрачные вещи. Макияж должен быть скромным, но если вы собираетесь прикладываться к иконе или кресту, то не нужно красить губы помадой.

Как входить в храм?

Входя в ворота храма, нужно обязательно перекреститься и поклониться. Мобильные телефоны можно не отключать совсем, но желательно перевести их на беззвучный режим. Церковь – это не место для телефонных разговоров.

При входе в саму церковь мужчины должны снимать головные уборы, а женщины, напротив, должны прикрывать головы платком или шалью. Входить нужно тихо и спокойно, с чистыми помыслами в душе. Перед тем как переступить порог храма, следует с поклоном перекреститься. Креститься нужно правой рукой, если на нее надеты перчатка или рукавица, то снять их. В православии крестятся сверху вниз и справа налево.

Как вести себя внутри храма?

Войдя в церковь, трижды поклонитесь. Если идет служба, без суеты постарайтесь найти свободное место.

В храме нельзя громко разговаривать. Если вы встретили своих знакомых, то не здоровайтесь с ними за руку, допускается приветствовать друг друга только наклоном головы.

На службе женщины должны стоять по левую сторону, а мужчины по правую. В ходе службы следует преклонять голову и креститься, когда осеняют образом, крестом, святым Евангелием или святой чашей. Когда благословляют рукой, кадят и осеняют свечами, то надо только преклонять голову.

Если вы пришли поставить свечи о здравии родных и близких или упокоении умерших, то вам следует подойти к служителю, который продает свечи и принимает записки от прихожан. Иногда это происходит не внутри, а во дворе храма или в притворе. Но если служитель находится в том же помещении, где идет служба, то во время службы лучше к нему не подходить. Дождитесь ее окончания.

В храм приходят с благодарностью к высшим силам или с покаянием в совершенных греховных поступках. Священнослужители не осуждают тех, кто не знает правил поведения в храме. Чтобы вести себя подобающе, достаточно поинтересоваться у работников церкви или ознакомится с правилами в церковной литературе.

Для верующих людей не возникает вопросов о том, как вести себя в церкви правильно. В основном, такими вопросами интересуются туристы или люди, придерживающиеся других вероисповеданий, которые оказались первый раз в церкви.

Подготовка к посещению

Посещение церкви должно начинаться с подготовки дома . Кроме чистоты духовной, следует позаботиться и о чистоте тела и одежды.

  1. Если предстоит утреннее посещение храма, нужно после умывания произнести слова благодарности в молитве за то, что ночь прошла мирно и спокойно. Необходимо прочесть главу из Евангелие или сокращенный молитвослов.
  2. Подготовить одежду. Для посещения храма женщинам стоит отказаться от брюк, коротких юбок и декольте. Одежда не должна быть яркой или слишком открытой. Приветствуется или полное отсутствие макияжа, или он должен быть неброским и не вызывающим.
  3. От утреннего приема пищи стоит воздержаться, исключение составляют больные, дети и беременные женщины.

Внутреннее устройство храма

Площадь церкви делится на алтарь, храм и притвор . Алтарь и храм разделены иконостасом. К алтарю ведут царские врата, а также северные и южные. Женщины не имеют права находиться в алтаре. Мужчинам вход в алтарь может разрешить священник, для этого они пользуются северными и южными вратами, а священнослужители могут входить через Царские врата.

Площадка, находящаяся на возвышении, в непосредственной близости к алтарю называется солеей. Только священнослужитель может дать разрешение подняться на солею или амвон (центральная часть солеи).

Как правильно заходить в церковь

Прежде чем прийти на службу, надо узнать, когда она начинается . Обычно расписание можно увидеть на дверях церкви или в церковной лавке.

Входя в церковь, мужчины должны снять головные уборы, а женщинам напротив, нельзя входить в православный храм, не покрыв голову платком или шарфом. Причем голова должна быть покрыта и у замужних, и у незамужних женщин, маленьким девочкам также рекомендуется следовать примеру мам и бабушек.

Тем, кто забыл об этом, платок предложат в церковной лавке . Важно не забыть его вернуть после посещения. Если женщина пришла в брюках, ее, конечно, не выгонят, но предложат специальную юбку.

Нужно выключить мобильный телефон, или отключить звук на нем, чтобы он не мешал другим прихожанам.

У входных дверей необходимо сделать три поклона и перекреститься три раза, при этом произнося слова молитвы: «Боже, очисти мя грешного и помилуй».

После входа прихожане оказываются в притворе . Это пространство, ведущее от входа в сам храм, своеобразный коридор. Притвор - это место, где соприкасаются земное и божественное. Притвор выполняет и практическую функцию. Если у церкви нет отдельной лавки, то именно здесь продают свечи, принимают записки за здравие и упокой, заказы на молебны и панихиды.

Некрещенным и женщинам во время критических дней запрещено проходить дальше притвора.

Поведение во время службы

В православных церквях и храмах верующие во время служб стоят. Только престарелым или больным людям можно сидеть. Для этого вдоль стен устанавливаются специальные лавки и стулья. Однако и больным и немощным людям рекомендуется, по возможности, встать во время чтения Евангелия.

Звон колоколов предвещает о скором начале службы. Церковным обычаем мужчинам предписано занять правую сторону, а женщинам левую. Обратите внимание, каких норм еще следует придерживаться:

Во время службы есть несколько моментов, когда верующие должны склонить голову . Обратите внимание, что это необходимо сделать в следующих случаях:

  • священник проходит с кадилом;
  • при открытии и закрытии Царских ворот;
  • во время произнесения возглашения «мир всем»;
  • во время благословения Евангелием;
  • после произнесения «Головы ваши Господеви преклоните».

Как ставить свечи

Строгой инструкции, как ставить свечи нет. Свечи можно приобрести в церковной лавке, а деньги за продажу свечей считаются добровольными пожертвованиями .

Как правило, в первую очередь ставят свечку перед иконой, находящейся на аналое. Это значит, что в этот день отмечается ее праздник.

Свечи можно ставить с разных сторон подсвечника, обеими руками. Свечку не зажигают от лампадки, правильнее зажигать от соседней свечи. Низ свечи надо чуть-чуть расплавить, потом установить ее в ячейке. Если свеча не зажигается, поставьте ее в подсвечник незажженной. Церковные служители сами зажгут ее.

Обратите внимание на то, что свечи за здравие , с молитвой о помощи в делах можно ставить у любой иконы. Вы можете уточнить в лавке, к какому именно святому стоит обратиться с той или иной просьбой.

За упокой свечи ставятся отдельно. Для этого есть специальный столик, называемый канун. На нем установлено распятие и есть ячейки для свечей. Иногда вместо ячеек стоит большой ящик с песком, куда ставятся свечи. В современный храмах рядом с кануном, например, на стене, прикрепляется текст молитвы за усопших.

Если вдруг вы поставили свечу о здравии человека, а потом выяснилось, что он уже умер, не стоит переживать. Для Бога мы все живы.

Как прикладываться к иконе

Перед иконой необходимо поклониться два раза , одновременно с этим креститься. Затем поцеловать икону и опять перекреститься с поклоном.

Губами прикасаться к лику святых запрещается, но можно приложиться к изображению рук, или это может быть край одежды Спасителя или святых. При прикладывании к кресту, поцелуй должен быть у ног Спасителя. Девушки должны учесть, что им нужно стереть помаду с губ.

Можно услышать такое мнение, что прикладывание к иконе негигиенично. Но служители церкви утверждают, что ученые доказали отсутствие микробов на иконах в церкви.

Прикладываться к иконам или нет - это личное дело каждого. Целуя икону, верующий выражает трепетную любовь, никто не заставляет этого делать.

Общение со священником

Приветствие священнослужителя должно начинаться со слов «Благословите». Употребление привычного «Здравствуйте» в храме неуместно. Священник ответит «Бог благословит» и крестит, после чего он кладет свою руку в ладони, ее нужно поцеловать. Считается, что во время поцелуя благословляющей руки, человек соприкасается с Христом.

Прощаются со священнослужителем тем же «Благословите» .

Перед уходом из церкви необходимо трижды перекреститься произнося молитву и кланяясь.

Православная вера укрепляется и все больше людей приходит в церковь. Но, посещая церковь, многие не знают, как вести себя в церкви правильно. В церковном мире должны соблюдаться определенные требования. Хоть правила поведения в православном храме, на первый взгляд, покажутся труднозапоминающимися, при повторных посещениях церкви и при обращении внимания на поведение других прихожан, выполнение их не потребует усилий.

Приветствую вас на страничках блога))

Мои детство и юность пришлись на времена «нерушимого» Союза поэтому отношения с церковью были сложными, вернее сказать – их просто не было…

Все вступившие, да и не вступившие в коммунистическую партию крестили детей тайно, посещение церкви было под запретом, чаще всего не отмечали церковные праздники, оставляя детей без вкусных куличей и ярких крашеных яиц. Что сделать, времена были такие.

Поэтому задаваться вопросом как себя вести в церкви и учиться соблюдать традиции я начала будучи совсем взрослой (даже крестилась только в 27 лет))

Церковь – это особенный мир в котором существуют свои правила поведения, и сказать, что их мало я не могу. В этой статье я расскажу об основных правилах, которые необходимо знать при посещении храма, чтобы вы не отвлекались на расспросы во время предстоящего праздника Пасхи.

Постараюсь описать все максимально просто и подробно.

Вообще, на любую службу в церкви принято приходить заранее, о времени ее начала вы можете узнать из расписания которое есть на дверях церкви.

В церкви мужчинам положено снимать головные уборы, женщины, наоборот, не заходят в храм с непокрытой головой.

Перед входом нужно трижды перекреститься и поклонится. При этом каждый раз произносим молитву: «Боже, очисти мя грешного и помилуй», «Боже, милости буди мне грешному», «Вси святии, молите Бога о мне грешном».

Войдя в церковь, мы попадаем в притвор – так сказать «коридор» между входом и приделами храма.

У притвора есть символическое значение – он считается местом соприкосновения земли и божественного.

В притворе покупают свечи, пишут записки за здравие и упокой, заказывают молебны и панихиды. Здесь стоят некрещенные, а также женщины во время критических дней.

Как вести себя в церкви

Древний обычай предписывает мужчинам во время службы стоять на правой стороне, а женщинам – на левой. Проход от главного входа к Царским вратам оставляют свободным.

Во время службы принято креститься на любое возглашение «Господи, помилуй» и «Подай, Господи». Кроме того, крестятся вначале и в конце любой молитвы.

Склонять голову, но не крестится, нужно когда:

Священнослужитель идет с кадилом;

Когда открывают или закрывают Царские врата;

При возглашении «Мир всем»;

При благословении людей Евангелием;

И после слов: «Главы ваши Господеви преклоните».

Куда нужно ставить свечи

Строго прописанных правил куда ставить свечи не существует, да и их покупка – это добровольное пожертвование храму.

Но даже не знаю, есть ли такие кто приходит в храм и свечи при этом не ставит…

Поэтому прежде всего ставим свечу к той иконе праздник которой отмечается в данный момент. Найти ее легко, она расположена на специальной подставке – аналое, который находится в центре храма перед Царскими вратами.

Затем к образу Божией Матери, он находится слева от Царских врат (там где положено стоять женщинам), и к иконе Спасителя – справа от врат (где стоят мужчины). На фото хорошо видны все эти места.

Также ставим свечу, у мощей святого, если они имеются в храме, после там, где вам хотелось бы, например, у своего святого; за здравие – к любой иконе; за упокой – на канун, прямоугольный столик рядом с Распятием.

Бывает, что свечек стоит много и поместить еще одну уже некуда, в таком случае не ставьте две в одну ячейку, и не снимайте чужие (если только они уже не догорели), в этом случае просто положите свечку на подсвечник.

Огонь свечи - это символ молитвенного обращение к Богу, Божьей Матери и святым, поэтому во время, когда вы ставите свечу – помолитесь, пусть просто и своими словами.

Как прикладываться к иконам

Сначала нужно дважды, с поклонами перекреститься, после следует поцеловать образ, снова перекреститься и поклониться.

Поскольку целовать святых в лик нельзя, то прикладываться следует к:

  • изображению руки;
  • краю одежды Спасителя, Божией Матери либо святого;
  • если вы прикладываетесь к кресту, то целовать нужно ноги Спасителя.

Напоминание женщинам: губы не должны быть накрашены.

Многие говорят, что прикладывание к иконам противоречит нормам гигиены, на это священнослужители отвечают, что учеными подтверждено – на церковных иконах микробов нет, а вся долгая история церкви не сделала этот аргумент весомым даже в устах воинствующих атеистов.

Если вы не хотите прикладываться к святыням, то помните - «целование икон - это лишь благочестивый обычай, выражение трепетной любви, а не обязанность».

Еще один пункт, который тоже может поставить в затруднение, потому что используем мы его нечасто.

Как правильно обращаться к священнику

К служителям церкви обращаются на «вы» и никогда не приветствуют обычными в нашем обиходе словами, например «Здравствуйте».

Обращаются к священнослужителю словами «Благословите» (либо «Батюшка, благословите»), при этом крестообразно складывают руки ладонями вверх – правую поверх левой.

Священник перекрестит вас со словами «Бог благословит» или «Во имя Отца, и Сына и Святаго Духа», положит на ваши ладони, правую руку, которую надо поцеловать. Целуя благословляющую вас руку, вы как бы прикасаетесь губами к руке Христа.

При прощании снова говорят «Благословите».

Нельзя просить благословения у диаконов и монахов, они не вправе совершать его.

Как отличить священников

В их облачение входит большой крест на груди, а в облачение епископов – панагия – икона.

Правила поведения в храме для женщин

В принципе особых правил поведения для женщин нет. Как я уже писала, голова должна быть покрыта платком, губы помадой лучше не красить, да и макияж лучше наносить неброский.

Подобающей должна быть и одежда. Честно говоря, довольно нелепо смотрятся в церкви девушки одетые в облегающие лосины или очень короткие юбки.

А вот к женщинам одетым в брюки в церкви относятся довольно снисходительно, если на это есть причина, например, вам срочно понадобилось зайти в церковь, в не совсем подходящей одежде.

Однажды мне пришлось зайти в церковь в джинсах. Предварительно объяснила ситуацию, спросила разрешение и никто меня не выгнал, замечания не сделал.

Многие храмы предоставляют платки и подобия юбки нп время посещения храма.

Еще я очень хочу разъяснить вопрос, который одновременно и интересует и обижает многих женщин, как и меня в свое время – почему в критические дни женщины не имеют права ходить в церковь.

Естественно, я считала это типичной дискриминацией и даже обижалась в душе)) Пока не прочла такое вот замечательное разъяснение этому обычаю.

Во время критических дней женщина в храм заходить может, но не должна проходить дальше притвора, ей нельзя прикасаться к святыням и принимать причастие.

Вот только воспринимать это как предвзятое отношение не стоит, церковь – это место, где во время причастия приносится бескровная Жертва Христова, поэтому даже священнослужитель не может входить в храм и тем более служить, если у него есть кровоточащая рана.

Если, к примеру, во время службы священник порежет палец краем листка, то он должен выйти из церкви и не заходить пока кровь не перестанет идти. Также в храм нельзя вносить мясо.

«Но Кровь Христа остановила потоки крови, проливаемой ради Бога… Только одна Кровь в храме уместна – Кровь жертвенная. И это Кровь Того, Кому мы молимся и Кто Себя принес в жертву за нас».

Поэтому милые женщины, не слушаем бестолковые забабоны о женской «нечистоте» в критические дни, и без всяких условностей идем в храм в праздник Пасхи для освящения испеченных куличей, только святим их на улице или в притворе не заходя в сам храм.

Выход из церкви

Перед тем как покинуть церковь, крестимся три раза с молитвой и поклонами.

Надеюсь, благодаря этим советам вы узнали как правильно вести себя в церкви и будете уверено чувствовать себя во время посещения храма. Всех от души поздравляю с праздником светлой Пасхи 🙂

В статье использованы советы миссионерского отдела Московского патриархата и фотографии находящиеся в свободном доступе в интернете, с ресурсов: "Православие. Ru" (pravoslavie.ru), Пријатељ Божији - Православна Фондација (prijateljboziji.com), "Люди православные" (spas-news.ru), "Сайт ассоциации православных экспертов" (http://pokrov-fond.info).

Для человека, который входит в храм впервые, все кажется непонятным, загадочным - сколько раз надо перекреститься, куда поставить свечи, как обращаться к окружающим? Действительно, в церкви существуют особенные правила поведения. Их следует знать перед тем, как войти под священные своды - во-первых, чтобы самому ощущать себя уверенно, во-вторых, чтобы никому не мешать во время службы.


Внешний вид

Многие слышали, что женщина должна входить в церковь, покрыв голову платком. На подобных головных уборах уже выросла целая индустрия. На самом деле, правило касается только замужних женщин, не относится к девицам и детям. Просто современность внесла в древнюю традицию собственные коррективы. Однозначно, надо покрыть голову, чтобы не навлекать на себя гнев «бабушек». Лучше пожертвовать собственным удобством, но не провоцировать конфликт.

Для женщин в церкви существуют и другие правила поведения.

  • Не принято носить брюки. Если вы заходите попутно просто поставить свечу, главное - накинуть платочек. Нарекания могут вызвать только модели брюк с заниженной талией, когда торчит обнаженный пупок. В таком виде могут даже попросить выйти. Однако, если сознательно собираетесь на службу, приобретите длинное платье или юбку, лучше «в пол». Храм - не место для демонстрации достоинств фигуры или модных тенденций.
  • Следует избегать также кофточек с открытыми плечами, декольте. Нехорошо соблазнять своим видом. Кстати, если вы называете себя христианкой, грех одеваться подобным образом и в повседневной жизни, затем выкладывать фото в полуобнаженном виде в социальных сетях. Это проявление гордыни, также такое поведение провоцирует на греховные мысли других людей.
  • Не следует слишком густо красить брови, ресницы, тем более - губы, ведь верующие прикладываются к иконам, кресту. Кто-то потом должен стирать за вами отпечатки помады со святыни, разве это приятно?
  • Обильно душиться тоже нежелательно - возможно, не всем понравится продолжительное время вдыхать аромат вашего парфюма. К тому же в церковь часто ходят люди со слабым здоровьем, дети - у кого-то из них может быть аллергия на запахи.

Чтобы вести себя в церкви правильно, надо подумать - для чего вы туда идете? Искать жениха, демонстрировать свою красоту или молиться? Тогда многие вопросы отпадут сами собой.

Мужчинам при входе в церковь надо снять шапку. Внешний вид должен быть опрятным и приличным - многие приходят на службу в лучшем костюме. Тренировочные брюки, майки, тем более прозрачные - неуместны. Следует побриться, перед входом в храм не надо курить. Нельзя являться в церковь в пьяном виде. К священнослужителям и прочим присутствующим следует относиться уважительно, если это не так - то наверное не стоит и заходить.


Как вести себя на службе

Богослужение поначалу кажется очень путанным и длинным. Чтобы разобраться в нем, можно читать специальную литературу, посещать катехизаторские курсы при храме. Правила же поведения довольно простые.

Главное - избегать разговоров, не переходить с места на место. Нельзя опаздывать, во время службы ставить свечи и подходить к образам не принято. Записки подаются заранее. Где стоять - особой роли не играет. Раньше мужчины и женщины стояли во время службы отдельно, сейчас такого правила нет. Если пришли впервые - пройдите туда, где находятся другие мужчины. Со временем начнете лучше ориентироваться.

  • При храмах обычно нет раздевалок. Если есть - оставьте верхнюю одежду там, только выньте ценные вещи, деньги и ключи из карманов - в церковь воришки тоже заходят, для некоторых людей нет ничего святого. Очень дорогие шубы не следует оставлять без присмотра - стойте в ней, либо возьмите сумку, куда поместится одежда, поставьте рядом с собой.

Во время каждения принято расступаться, чтобы дать место священнику. Несколько раз во время службы он обходит весь храм с кадилом, окуривает и прихожан. Обычно проход помогают освободить церковницы - женщины, которые следят за порядком во время богослужения. Поэтому если вас попросили отойти - так и сделайте. Никто зря вас беспокоить не станет. Вообще будьте готовы получить замечание - ведь для начинающих в церкви все в новинку. Со временем правила поведения станут понятны и естественны.

Во время литургии хором принято петь Символ веры и Отче наш, надо выучить тексты этих молитв наизусть. Сидеть в церкви не принято. Однако, если устали или стало плохо, то можно выйти, глотнуть свежего воздуха, размять ноги, потом потихоньку вернуться. Если вы больны, возьмите с собой лекарства - в церквях не дежурят медики. Те, кто не может продолжительное время стоять, вполне могут сидя слушать службу.


Утренняя и вечерняя служба

Причастие совершается за Литургией, она проводится утром. Если запели хором молитвы - значит, скоро оно начнется, пора готовить детей. Родители с младенцами подходят к Чаше первыми. Затем дети постарше, потом все остальные. Если вас пропускают - проходите, на надо устраивать соревнования «кто добрей». Молча поклонитесь и пройдите. Кстати, в православной церкви принято приветствовать знакомых именно так. Разговоры и бурный обмен новостями следует отложить на потом.

На вечерней службе перед праздниками часто проходит лития - особый чин вечерни, во время которого всех освящают особым маслом. Перед этим надо приложиться к иконе, потом подойти к священнику, он помажет лоб. Затем слегка поклониться, приложиться к руке (обычно подают крестик на поручах), отойти, взять освященный хлеб. Скушать его можно в храме или взять с собой.

Если служба накануне причастия, вечером обычно проходит исповедь, делается это в порядке живой очереди. Перед тем, как подойти к священнику, принято кланяться другим прихожанам со словами: «Простите меня». Люди поклонятся в ответ. Правила поведения в церкви хотя не исключают обычной вежливости, все же отличаются от общепринятых. Прощаясь с человеком, например, принято говорить не «до свидания», а желать «Ангела хранителя», чтобы человек благополучно добрался домой.

Перед выходом из храма принято подходить к образам, совершать поклоны у праздничной иконы. Поклоны могут быть поясными (чаще всего), или земными - во время Великого поста. Если сомневаетесь, посмотрите как выходят другие и делайте также.

Взаимодействие с духовенством

В церкви особое отношение к священникам. У них принято брать благословение. Перед уходом также подходят под благословение. Необязательно подходить к каждому батюшке, если их много. Достаточно сложить руки на груди, поклониться со словами: «Благословите, честные отцы». Если в храме находится архиерей, то благословляются только у него, остальным лишь кланяются.

Обычно все духовенство выходит перед встречей архиерея, а в таком случае не принято нарушать благочиние в храме, выберите другое время, чтобы побеседовать со своим духовником. У архиерея личное благословение берут после службы, когда он выйдет из алтаря. Все делают это по-разному, если вас не заметили, обижаться не стоит - благодать Божия вас не минует.

  • В епархиальном управлении можно записаться на прием, если имеется конкретное дело. Правила поведения в церкви допускают обращение к Епископам - «Владыка».
  • Вместо обычного приветствия следует сказать: «Благословите», сложить ладони одна на другую, правая должна быть сверху. Потом принято прикладываться к руке в знак почтения не к личности священнослужителя, а к Богу, от которого он получил священный сан.
  • Некоторые священники сами не дают лобызать руку, возлагая ее на голову своих духовных детей. И в таком случае благословение считается полученным.

Находясь в церкви, можно беседовать со священником о приходских делах. Если дело серьезное, вас могут пригласить в кабинет. Духовные же вопросы принято обсуждать на исповеди. Православных священников в глаза принято называть «отец», сами они должны именовать себя «иерей», «протоиерей».

  • Правила поведения строго запрещают кокетство с духовными лицами. За подобное наказать могут самого священника, вплоть до извержения из сана. Не принято интересоваться и подробностями личной жизни батюшки - кто его жена, сколько у них детей, где они живут, какую зарплату получают и т.п. Это неприлично. Все, что вам необходимо знать, священник скажет сам.

Обычно за тем, как соблюдаются правила поведения, в церкви следят дежурные. Не надо обижаться, если церковница подходит и о чем-то просит. В православной церкви не принято никого тревожить зря. Со временем вам и самим станет понятно, как правильно вести себя в церкви. До того времени следует проявить терпение и внимание. Благослови вас Господь!

Правила поведения в церкви

Как правильно перекреститься? Как войти в храм? Как себя в нём вести? Зачем нужны свечи и иконы? На все эти вопросы Вы найдёте ответ в данной статье!

Как приготовиться к посещению храма

«Если понять, что содержание храма - это та тишина, та глубина, в которой находится Бог, то понятно делается, почему человек, идущий в храм, еще только пускаясь в путь, настроен так, как он не бывает настроен, когда идет на работу или в гости. В храм собираешься с того момента, когда просыпаешься и знаешь: я иду на встречу с Живым Богом. И одеваешься по-иному, и готовишься по-иному, и стараешься, чтобы разговоров лишних не было, чтобы ничто недостойное не рассеивало той глубины, в которой только и можно пережить содержание храма. И по дороге идешь серьезно; идешь, как на встречу с очень значительным или с очень любимым человеком, не рассеиваясь пустыми мыслями…

Когда доходишь до самого храма, останавливаешься на мгновение: это дом Божий, это Божий удел. И крестишься перед ним не только на икону, которая видна, но и на самый храм: это место селения Божия. Вступая в него, мы говорим: Вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему во страсе Твоем. И, переступив порог, останавливаешься, не спешишь никуда, стоишь мгновение, потому что ты вошел в удел Божий. Всё это пространство, всё это место посвящено Богу в мире, который Его отрицает, который Его не знает, в мире, где у Него нет ни места, где главу преклонить, ни гражданства, ни права жительства. В храме Он дома; это место, где Он у Себя и принимает нас как хозяин; это святое место, куда можно вступить только с такими чувствами, которые достойны и самого человека, и Бога, на встречу с Которым идешь. И поэтому человек кладет на себя крест: Во имя Отца и Сына и Святого Духа… Я вошел в Божий удел во имя Божие, я не принесу в этот удел ничего недостойного Его. Вернее, все, что недостойно, должно быть здесь очищено, омыто покаянием и обновлением души». ( . Войду в дом Твой… Клин: Христианская жизнь, 2002).

Внешний вида пришедшего в храм должен соответствовать и времени, и месту. Главное в одежде - чтобы она не смущала никого и не привлекала к себе пристального внимания. Мужчины должны быть без головного убора, а женщины с покрытой головой (в сельском или провинциальном храме лучше быть в платке, в большом городском приходе допустимы и шляпки, шапочки, но ни в коем случае не экстравагантные). Недопустимы шорты, очень нежелательна спортивная одежда у мужчин (вы же не придете в такой на официальный прием и или на работу в офис - почему же допускать это в доме Божием?). Женщинам надо надеть юбку или платье, причем по возможности ниже колен и без вызывающих разрезов, благодаря этому вы будете себя чувствовать свободнее и избежите нареканий со стороны, лучше впишетесь в среду. Это довод для начала, а позже придет ощущение органичности такой одежды и ее красоты.

Приходя в храм, женщины должны свести к минимуму декоративную косметику, а губную помаду вообще не использовать - иначе вам просто нельзя будет приложиться к иконам, на которых помада оставляет следы, катастрофически разрушающие красочный слой. Возможность поцеловать икону или иную святыню - это ведь тоже свобода для вас.

«Человек, который внимательно смотрит за состоянием своей души, обязательно заметит, что и от одежды зависит его поведение, мысли, пожелания. Строгая одежда ко многому обязывает. Это отмечали многие святые отцы. К тому же ваш неприличный внешний вид может вызвать нарекание и соблазн со стороны окружающих. А вам известно, что «горе тому человеку, от которого приходит соблазн». Есть вещи, которые подчас не стоит доказывать, как не стоит доказывать в математике аксиому. Впрочем, если вы просто не хотите принимать эту аксиому, убедить в ее истинности вряд ли представляется возможным. И тогда человек будет продолжать убеждать себя в том, что в храме можно быть и голым». (Иеромонах Амвросий (Ермаков), Сретенский монастырь. Москва).

Как правильно перекреститься

Еще на подходе к храму принято налагать на себя знамение - креститься.

Крестное знамение - наше свидетельство о распятии Христовом; оно во всех обстоятельствах жизни употреблялось еще первыми христианами. Этот священный и страшный знак исполнен великой силы, и употреблять его следует четко, внимательно, без малейшей небрежности.

Три первых пальца правой руки (большой, указательный и средний) складывают вместе, в знак нашей веры в Единую и Нераздельную Пресвятую Троицу. Безымянный палец и мизинец пригибают к ладони, что знаменует два естества Господа Иисуса Христа (что он есть истинный Бог и ис­тинный Человек).

Теперь тремя сложенными пальцами со словами «Во имя Отца…» мы прикасаемся ко лбу, в знак освящения ума, затем, со словами «…и Сына…» - к низу груди (и даже чуть ниже груди, к области пупка, чтобы начертанный на теле крест получился пропорциональным, а не «перевернутым») в знак освящения сердца, затем, со словами «…и Святаго Духа!» - к правому и левому плечу, в знак освящения дел рук наших и всех телесных сил. Наконец, опустив руку и поклонившись, говорим: «Аминь».

Налагать на себя крестное знамение следует так, чтобы чувствовать прикосновение собственной руки (а не «крестить воздух»), а поклон полагать лишь после того, как прикоснулись к правому и левому плечу (не «ломая крест» до того, как он начертан). Опустив руку, совершаем поясной поклон, потому, что только что изобразили на себе Голгофский Крест, и поклоняемся ему.

Крестное знамение сопровождает верующего повсюду. Мы крестимся, вставая в постели и ложась спать, выходя на улицу и входя в храм; перед едой крестимся сами и осеняем крестным знамением пищу. Крест Христов освящает собой всё и вся, и поэтому изображение его верующим на себе спасительно и душеполезно.

«Крестное знамение надо совершать сознательно, с благоговением. Это не просто пустой привет, который ты отдаешь Богу, это исповедание твоей веры. Если бы немой человек оказался перед опасностью смерти от гонителя и ничего не умел сказать о своей вере, он мог бы поднять руку над головой, показывая крест: вот во что он верит. Поэтому класть на себя крест надо благоговейно, сознательно: я действительно верю и прошу Бога освятить и ум, и нутро мое, и Свою крепость дать моей немощи. Одновременно я верю в Его помощь и как бы держу знамя Его войска, открыто заявляю, что я Христов, что я верующий.

Перекрестившись, мы кланяемся. Мы все знаем, что значит поклониться: склонить голову или стать перед кем-нибудь на колени и до земли поклониться. Когда мы просим у кого-нибудь прощения от всего сердца, когда мы не можем слов найти, когда разрывается душа о том, что - ох, как бы я хотел выразить до конца свою скорбь о том, что я человека унизил, оскорбил! - мы становимся перед человеком на колени и кланяемся ему земно. И так мы кланяемся перед Богом; и не обязательно только прося прощения: мы как бы повергаемся ниц, падаем на колени перед Его величием… Этот поклон до земли - не раболепное движение, это движение предельной любви, предельного преклонения перед Кем-то, Кто так велик, так свят, так любим, так дивен и прекрасен». (Антоний, митрополит Сурожский. Войду в дом Твой… Клин: Христианская жизнь, 2002).

Как войти в храм

Спас Вседержитель – монастырь св. вмц. Екатерины, Синай

Перед входом в Храм находится , которая говорит о том, что место это - свято. Оно, - по слову Господа нашего Иисуса Христа, - есть дом молитвы. Поклонившись перед ней и, не спеша, трижды осенив себя крестным знамением, человек входит внутрь храма и попадает в область, в которой живет и действует Живой Бог. Здесь нужно повторить то же самое, то есть трижды осенить себя крестным знамением со словами: «Боже, милостив буди мне грешному» (по возможности чувствуя и понимая произносимые про себя слова). Затем, не нарушая глубокой тишины, мы проходим к иконе, которая находится посередине храма (это либо икона Христа, либо икона празднуемого события). Подойдя к иконе, и снова трижды перекрестившись, ее целуют. Но для многих людей, особенно вновь пришедших, эти действия непривычны и потому неестественны. При отсутствии живого чувства внешние знаки почтения иконе могут быть отложены на более поздний срок.

«В храм человек входит через притвор. Притвор - это не только дверь, но и небольшое пространство между ней и самым храмом. Теперь это место стало проходным; но в древности притвор играл громадную роль. В притворе стояли те люди, которые еще не были крещены (их называли оглаше/нными), и те, кто был исключен из церковного общения: кому нельзя было причащаться, потому что они нарушили какие-то основные правила христианской жизни…

Я употребил слово оглашенные. Оглашенные - это люди, которые услышали проповедь, услышали о Христе, до которых дошла эта весть, дошел голос (откуда и слово “оглашенные”) и которые зажглись интересом или верой. В этом отношении притвор тем архитектурно интересен, что он закрыт в сторону церкви и открыт в сторону улицы, то есть он открыт всему миру. Все, кто только услышат о Христе, все, у кого дрогнет сердце, у кого вдруг появится живой интерес, могут туда прийти; но там они должны были бы оставаться. Теперь мы этого не делаем, но в древности это соблюдалось строго. В храм вступали не через дверь, а через крещение, и пока человек не был крещен, он оставался в притворе. Но для того, чтобы люди могли молиться, часть службы совершалась при открытых дверях, так что стоявшие в притворе могли слышать ту часть богослужения, которая была поучением.

На стенах притвора часто изображались сцены Страшного суда, суда Божия над грешной душой; притвор был местом, где человек стоял перед судом своей совести. Чтобы сказать: Да, я каюсь во всем, в чем я недостоин и себя, и ближнего, и надежды, которую люди на меня возложили, и той красоты, которую Бог создал во мне, и Самого Бога; люди стояли и осознавали это. И когда их покаяние созревало, когда они были готовы, они могли вступить в храм через крещение.

Но в притворе стояли и те, кто после крещения нарушил какую-либо основную христианскую заповедь. Отлучались от Церкви, в сущности, люди, которые нарушили абсолютным образом закон любви. А именно: человеку, отрекшемуся от Бога и от Христа публично, не было уже места среди тех людей, которые жили Христом и верой. Человек, который убил своего ближнего, то есть проявил предельную нелюбовь, отсутствие всякого сострадания и любви - должен был выйти из храма. И, наконец, люди, которые совершили прелюбодеяние, то есть вторглись в чужую любовь, разбили существующую любовь, уничтожили эту святыню - тоже лишались места в Царстве, где господствует только любовь. Вот они оставались в притворе до момента, когда время их пройдет, когда они будут обновлены этим покаянием.

Поэтому притвор широко открыт на улицу. Оттуда, из мира может прийти всякий, кого коснется сознание своего недостоинства, кто услышит голос Божией любви. Раньше люди стояли в притворе, ожидая, что откроются врата самого храма и они вступят в область, которая является домом Божиим, уделом Божиим. В этом заключается смысл притвора, который, к сожалению, сейчас представляет собой только проходное пространство.

Говоря о том, что сейчас притвор не играет той богослужебной, литургической, молитвенной роли, которую он играл вначале, я употребил слово “к сожалению”. Неужели нам, верующим, жалко, что люди, только-только коснувшиеся края ризы Христовой, имеют возможность стоять в храме и присутствовать на всем богослужении? Конечно, нет; это и не зависть, и не чувство какого-то своего превосходства. Дело в том, что постепенное духовное вырастание начиналось именно слышанием слова Божия, от которого разгоралось сердце, светлел ум, которое двигало волю на то, чтобы переменить всю свою жизнь, сделать ее достойной своего собственного человеческого величия, достойной своего ближнего. И человек, переживший это, приходил и знал, что ему надо еще что-то пережить, что он не может просто перейти из состояния одичания в приемлемое состояние. Человек знал, что надо пройти через кризис, пережить нечто почти трагичное, - потому что когда стоишь перед судом своей совести всерьез, то страшнее ничего нет. Суд человеческий, даже гражданский суд, даже полевой суд не может быть таким страшным, как суд совести, когда человек стоит перед своей совестью и вдруг сознает, что он недостоин, что он не имеет права называть себя человеком, а не то что христианином.

И то, что сейчас можно пройти с улицы в храм просто, почти что из любопытства, лишает людей этой постепенности и сознания, что духовное вырастание дается подвигом. Подвигом человек движется вперед. Когда человек должен был стоять в притворе перед судом совести, зная, что он еще не готов, - не то что не достоин, но не готов войти в область Божию, - ему приходилось день за днем, воскресенье за воскресеньем произносить над собой новый и новый суд. То есть все глубже и глубже он уходил в свою душу и все больше и больше сознавал то, чего сначала не сознавал в себе, но что постепенно ему открывалось этим стоянием перед закрытой дверью. Так же бывает, что мы осознаем свою вину перед человеком только в том случае, если он нам скажет: нет, ты не имеешь права называться моим другом. Предатель, человек, который меня предал в момент моей крайней нужды, не может быть моим другом; ты должен мне сначала доказать, что ты снова стал верным другом… - Вот почему, мне кажется, так важен был этот момент: стояние вне, перед закрытой дверью.

В Евангелии нам сказано: стучись в дверь, стучись, стучись - она тебе откроется. И действительно, люди стучались - не кулаками, конечно, а молитвой, покаянием, тоской по обновлению. И в это же время (разумеется, не во время богослужения, а в этот же период) их обучали, их учили тому, что значит быть христианином. Причем тогда больше, может быть, чем теперь, настаивали на том, что быть христианином значит не только верить в Бога, верить во Христа как своего Спасителя, Сына Божия, но и знать: если я поверил Христу, то вся моя жизнь должна перемениться. Моя естественная жизнь кончится в момент, когда меня будут крестить; моя животная жизнь, моя жизнь просто человеческая придет к концу; начнется другое измерение. Люди говорили: жить во Христе, или: Христос живет во мне. Это значило, что в каком-то отношении человек чувствовал: прошлая жизнь кончилась, началась новая жизнь, которая уже принадлежит и времени, и вечности, потому что вечность - Бог - вошла в мою жизнь…

…В течение целой недели мы, может быть, не жили достойно себя. И вот когда в воскресный день мы входим в храм, кладем крест на себя, мы должны остановиться и, как , сказать: Господи, будь милостив мне, грешному! Я пришел в место, где Твоя сила меня может обновить, где Твоя любовь меня может обнять, где Ты можешь меня научить Своим словом, очистить Своим действием, изменить, обновить до конца… вот с чем мы должны входить в храм - все, не только те, которые крещением в него входят, но и те, кто вступает в него каждое воскресенье или даже каждую службу. Даже священник должен приходить, останавливаться и говорить: Господи, будь милостив мне, грешному! Я вхожу в область, которая словно огнем горит; как бы мне не сгореть! Я буду произносить слова такие святые, что они могут обжечь мои уста, зажечь мою душу - или испепелить ее, если я их произношу недостойно, с ложью и лицемерием, с отсутствием правдивости… Я встречу Христа в этом храме: подойду к иконе, поцелую эту икону, - как я ее поцелую? как Иуда поцеловал Христа, когда хотел Его предать? или как ребенок целует мать? или как в благоговении мы целуем руку человека, которого уважаем больше всех на свете?..

Вот в какую область мы входим; вот с каким чувством, с каким трепетом, внутренним страхом мы должны вступать в храм». (Антоний, митрополит Сурожский. Войду в дом Твой… Клин: Христианская жизнь, 2002).

Пространство храма

Весь храм построен вокруг Престола, находящегося за . Пространство, открывающееся за этими вратами, когда они распахнуты - это Горний мир, Царство Небесное. В храм вы приходите прежде всего как в дом Бога Живого, и Ему, и через святых Его в том числе, молитесь и о здравии, и о упокоении. И Он - не далеко, а здесь, Он только ждет Вашего движения к Нему, Вашего сердца.

«Мы увидим (может быть, с удивлением), что храм разделен на две области, на две части. В одной части стоит весь народ, а где-то впереди - преграда, за которую народ не входит. За преградой - алтарь. Что же это значит? Это значит, что мы все - на пути ко спасению, но еще не достигли той полноты, которая является Царством Божиим. Как бы в глаза бросается то, что Бог пришел в мир, что мы стоим там, куда пришел Христос, что в эту область сошел Святой Дух, что Бог нас любит,- но что есть область, в которой Он живет полнотой Своей жизни, и куда мы устремлены, но до которой мы еще не дошли.

Церковь иногда сравнивают с кораблем и самую центральную часть храма даже называют кораблем. Этот образ взят из Ветхого Завета. Некоторые из вас помнят, что в Ветхом Завете рассказывается о и о том, как малая часть человечества, еще сохранившая в себе подлинные человеческие черты, была спасена вместе с животными в ковчеге. Вот этот образ небольшого числа людей, которые спаслись, потому что остались вместе во имя Божие и в единстве своего человечества, перенесен и на Церковь… Храм - это малая область, посвященная Богу, которая действительно была как корабль; это место, где они с Богом были спокойны, уверены в своей судьбе. Вот почему так дорого это название корабля. Это не только место, где люди в безопасности. Это место, где люди и Бог вместе, но где - вместе с Богом, Который стал человеком, чтобы жить для спасения людей и умирать ради спасения людей - Его ученики готовы и жить, и умирать в Его имя для спасения других.

Корабль церковный, то есть та часть, в которой стоит весь народ, представляет собой человеческий мир, тех людей, которые уверовали во Христа, отдали Ему свою верность и свою жизнь и которые - на пути к полному духовному возрастанию, до момента, когда сами войдут в глубины Божии, когда, по слову апостола Петра, они станут причастниками Божественной природы, приобщатся вечности Самого Бога, жизни Самого Бога. А алтарь нам говорит о том, что путь наш еще не кончен, что в нас еще не все принадлежит подлинному человечеству и обоженному человечеству, что за пределом земли есть тайна Божия, которой мы еще не постигли, которую мы можем только видеть иногда издали, иногда очень близко, иногда мельком, но которая нас зовет.

…Когда раскрываются царские врата, то есть двери посередине иконостаса, закрывающие нам центральную часть алтаря, мы видим перед собой две вещи. Мы видим квадратный стол, который называется престолом, потому что на нем восседает Бог, и дальше, в глубине алтаря - икону Воскресения Христова: это то, к чему мы призваны. В некоторых храмах стоят другие; но в любом случае они говорят о том же: эта икона нам являет, чем может стать человек, если он станет подобным Христу Спасителю1.

Но перед нами стоит . Почему? О чем он говорит? Иконостас не отделяет нас от алтаря, он, наоборот, нас с алтарем соединяет. В западных храмах иногда бывает просто легкая преграда; если была бы только запретная черта - и этого было бы достаточно, чтобы указать на то, что мы в Божией области, но еще не вошли в тайну вечной жизни. Иконостас перед нами ставит образы нашего спасения. По одну сторону царских врат - икона Спасителя Христа, именно Спасителя, Бога, ставшего человеком для того, чтобы человек мог приобщиться Божеству и войти в полноту, в самые глубины Божественной тайны. Святой Иоанн Златоуст говорит о том, что если мы хотим познать, как велик человек, то должны не взирать в сторону престолов царских, а просто поднять глаза к небу, чтобы увидеть Человека Иисуса Христа, Который одновременно является и Богом нашим, сидящего по правую руку Бога и Отца. По другую сторону святых врат - икона Божией Матери, которая говорит нам о том, что действительно от Девы родился Спаситель мира Христос; но не только: она говорит и о том, что это стало возможным, потому что в лице Божией Матери все человечество отозвалось на Божию любовь, отозвалось на то, что Бог сказал нам: Я хочу стать одним из вас для того, чтобы все вошли в вечность и в радость Мою.

А по правую и левую стороны - иконы разных святых, которые говорят нам о том, что это не пустое обещание, что тысячи людей прежде нас прошли этим путем и действительно дошли до такой меры богопознания, до такой изумительной красоты человечества, которая и нам возможна. Верхние ряды иконостаса нам представляют образы пророков, дальше - апостолов, дальше - святых, и все они говорят о том же. И восходит весь этот путь к Кресту Господню: это путь. Христос нам сказал: кто Меня любит, пусть за Мной последует, и в другом месте Он говорит, что мы должны отказаться от себя, отвернуться от себя, потерять к себе интерес и взять на себя крест, то есть подвиг жизни, и следовать за Ним, куда бы Он ни пошел. А куда Он пошел? - Сначала на крест, но затем - в вечную славу.

Средние двери иконостаса называются царскими вратами, потому что через них входит Тот, Кого мы называем Царем славы. Господь Иисус Христос входит образно, в виде Евангелия, которое вносится через эти врата, и в виде приготовленного хлеба и вина, которые потом будут освящены и розданы верующим. Когда открываются эти врата, первое, что мы видим, это престол. На престоле лежит Евангелие, которое представляет собой не только слово Христово, но и личность Христа; это Благая Весть о том, что Бог пришел в мир, стал человеком, и что спасение теперь внутри человеческого рода, а не где-то за его пределами. Лежит там и крест, который говорит о том, какой ценой наше спасение нам дается…

По левую сторону стоит другой стол, который называется жертвенником. Там содержатся сосуды, которые будут употребляться во время литургии…

Кто имеет право входить в алтарь? По древнему церковному уставу - только те люди, которые посвящены на служение алтарю, на служение Церкви; то есть не всякий туда входит полноправно. Входят туда епископ, священник, диакон и поставленные священнослужители и церковнослужители, те, которые Церковью избраны для того, чтобы совершать это служение». (Антоний, митрополит Сурожский. Войду в дом Твой… Клин: Христианская жизнь, 2002).

Церковная свеча

«Что делает сначала человек, переступивший порог храма? В девяти случаях из десяти - подходит к свечному ящику. С маленькой восковой начинается наше практическое христианство, приобщение к обряду. Невозможно представить себе православный храм, в котором не зажигают свечей…

Толкователь литургии блаженный Симеон Солунский (XV век) говорит, что чистый воск означает чистоту и нескверность людей, его приносящих. Он приносится в знак нашего раскаяния в упорстве и самоволии. Мягкость и податливость воска говорит о нашей готовности послушаться Богу. Горение свечи означает обожение человека, его превращение в новую тварь действием огня Божественной любви.

Кроме того, свеча - это свидетельство веры, причастности человека к Божественному свету. Она выражает пламень нашей любви к Господу, Матери Божией, ангелам или святым. Нельзя ставить свечку формально, с холодным сердцем. Внешнее действие должно быть дополнено молитвой, хотя бы самой простой, своими словами.

Возжженная свеча присутствует на многих церковных службах. Ее держат в руках новокрещеные и сочетающиеся таинством брака. Среди множества горящих свечей совершается чин отпевания. Прикрывая огонек свечки от ветра, богомольцы идут на крестный ход.

Нет обязательных правил, куда и сколько ставить свечей. Их покупка - малая жертва Богу, добровольная и необременительная. Дорогая большая свеча вовсе не благодатнее маленькой.

Те, кто исправно посещают храм, стараются каждый раз поставить несколько свечей: к праздничной иконе, лежащей на аналое посреди церкви; к образу Спасителя или Богородицы - о здравии своих близких; к Распятию на прямоугольный столик-подсвечник (канун) - о упокоении усопших. Если желает сердце - можно поставить свечку любому святому или святым.

Иногда случается так, что в подсвечнике перед иконой нет свободного места, все заняты горящими свечами. Тогда не стоит ради собственной свечи гасить другую, уместнее попросить служителя поставить ее в благое время. И не надо смущаться, что вашу недогоревшую свечку погасили по окончании службы - жертва уже принята Богом.

Незачем слушать разговоры о том, что свечку следует ставить только правой рукой; что, если она потухла значит, будут несчастья; что оплавлять нижний конец свечи для устойчивости в лунке - смертный грех, и т.д. Околоцерковных суеверий много, и все они бессмысленны.

Богу приятна восковая свеча. Но горение сердца Он ценит больше. Наша духовная жизнь, участие в богослужении не ограничиваются свечкой. Сама по себе она не освободит от грехов, не соединит с Богом, не даст сил к невидимой брани. Свеча полна символического значения, но нас спасает не символ, а подлинная сущность - Божественная благодать.

Свечи следует ставить до начала службы, потому что как символ молитвы и как светильник свеча должна гореть именно во время богослужения, а хождение по храму в это время недопустимо. На ближний к вам подсвечник Вы сможете поставить свечу и в какой-то ненапряженный момент службы, но передавать свечи к дальним иконам во время службы также нежелательно (это создает целую цепочку людей, хоть немного отвлеченных от участия в богослужении)». (Священник Константин (Слепинин). Азы Православия. СПб.: Сатисъ, 2002).

Иконы

«И, постояв несколько мгновений, идешь, как в любом доме, к Хозяину - к той иконе, которая стоит посередине храма и представляет собой образ Христа Спасителя. К Нему-то мы и идем первым делом с поклоном, становимся на колени, кланяемся до земли в знак глубочайшего нашего почтения, благоговения, трепета внутреннего; ставим свечу, которая символизирует наше горение. Пламя чисто, мы нечисты; оно - чистота, которая горит перед Богом, как свеча, которая привела нас на встречу с Ним. И мы целуем эту икону. На церковном языке это называется прикладываться: человек губами прикладывается к образу, целует его. Некоторые люди (я в том числе), целуя икону, всегда говорят: Да не лобзания Ти дам, яко Иуда!.. Дай мне поцеловать Тебя, как ребенок целует мать, как целуешь любимого, почитаемого человека, без обмана, без неправды. Причем в русской традиции Спасителя Христа, Божию Матерь, святых - в лицо не целуют. Целуют либо руку, либо Евангелие, которое держит Христос, но к лицу не прикасаются; так же как в обычной жизни мы целуем в лицо только людей очень нам близких». (Антоний, митрополит Сурожский. Войду в дом Твой… Клин: Христианская жизнь, 2002).

Для человека, редко или тем более впервые входящего в храм, лики по его стенам - собрание незнакомых, путь образ красоты (а иногда просто и странности, потому что к языку иконы надо тоже привыкнуть, понять его), но все же буквально не знаешь, к кому обратиться.

Когда мы подходим к иконе с тем, чтобы выразить свое отношение к изображенному на ней святому, Матери Божией или Самому Господу Иисусу Христу, мы, по слову Иоанна Дамаскина, обращаемся не к дереву и краскам, а к Первообразу. Мы, касаясь губами досок, адресуем поцелуй Самому Христу, Пресвятой Богородице и святым, изображенным на иконах.

Вы можете поставить свечу или молитвенно постоять даже перед иконой совершенно незнакомого Вам святого и из души сказать: «угодник Божий, не знаю тебя, не знаю кто ты, но помолись о моей беде, чтобы Господь помог». Почему не прямо Господу? Можно и прямо - когда сердце может прямо кричать к Богу, пусть прямо к нему и кричит! - но когда мы просим святых, мы привлекаем и их любовь, они нам становятся родными, а мы им, образуется некий хоровод любви.

Если для Вас еще непривычно, трудно прикладываться к иконам, не насилуйте себя. Лучше постойте молча перед образом - это даже важнее, чем поставить свечу. Посмотрите на него, а он, образ, пусть посмотрит на Вас. Это не художественное преувеличение. Икона - окно в Небесный мир, окно в вечность. Вот, кстати, и ключ к характеру древних иконных изображений, их непохожести на «реализм»: они изображают не земную, а небесную реальность, изображают события и личности святых в вечности.

Прикладываться к иконам нужно до начала службы или по ее окончании, чтобы хождением по храму не нарушать общего строя богослужения и не мешать людям молиться. Когда ты бродишь по всему храму, ты мешаешь молящимся, им трудно сосредоточиться. Твое почитание икон становится для них соблазном. К остальным иконам подойдешь в другое время. «Все да будет у вас благопристойно и по чину», - наставляет Писание.

«В Церкви существует свой, говоря светским языком, этикет. Воздавая перед святыми иконами поклонение Богу и прославленным Им святым, принято лобызать иконы, прикладываясь к изображениям рук, ног и одежды. Тем самым христианин призван осознать свою греховность и недостоинство поступать иначе, упражняться в смирении и благоговейном отношении к изображаемым святым». (Иеромонах Амвросий (Ермаков), Сретенский монастырь. Москва).

«Существуют определенные канонические требования в иконографии Господа нашего Спасителя.

1. Надписание имени: IC XC. Над каждой парой букв ставится титло (в церковно-славянском языке - знак над сокращением слова).

2. Крестчатый нимб, указывающий на голгофский Крест, на котором Спаситель мира принес Искупительную Жертву.

3. На нимбе справа, слева и сверху стоят три греческие буквы - O (омикрон), W (омега) и Н (ню), образующие слово Сущий. Это надписание имеет принципиальный характер, поскольку указывает на Божество Иисуса Христа. Сущий - одно из имен Божиих (Исх. 3, 14). В греческой традиции буквы располагаются так: слева O (омикрон), вверху - W (омега), а Н (ню) справа. На русских иконах омега иногда заменяется церковно-славянской буквой Oт, и порядок расположения букв иной, чем на греческих иконах: слева Oт, вверху О (он), а справа - Н (наш)». (Иеромонах Иов (Гумеров), Сретенский монастырь. Москва).

По книге Елены Тростниковой «Первые шаги в православном храме (двенадцать совместных путешествий)».

Вы прочитали статью Как правильно перекреститься? Как войти в храм?