Что нужно делать чтобы держать уразу. Пост в Рамадан: женские вопросы

Вниманию читателя предлагается перевод ответа на вопрос относительно принятия пищи во время утреннего азана во время поста, с сайта шейха Мухаммада Салиха аль-Мунаджида islam-qa.com

Вопрос :

Каков хукм принятия еды [в месяце Рамадан] постящимся во время утреннего азана? И как понять хадис Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха: «Если наступит время молитвы, а в руке одного из вас будет [посуда с едой], то пусть он не ставит ее, пока не выполнит свою нужду»?

Ответ :

Вся хвала принадлежит Аллаху!

Во-первых: Хадис, который упомянул спрашивающий, не приводится в подобном виде. Его правильная форма: Передается от Абу Хурайры , да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если кто-нибудь из вас услышит призыв на молитву, а в это время в его руке будет посуда [с едой], то пусть он не ставит ее, пока не выполнит свою нужду». Хадис привели Ахмад (10251), Абу Дауд (2350), а также шейх аль-Альбани назвал его достоверным в книге «Сахих Абу Дауд». Разъяснение это хадиса учеными будет позже.

Во-вторых: Постящемуся в месяц Рамадан необходимо воздерживаться от принятия еды с момента наступления истинного рассвета до заката солнца. Таким образом воздержание [от всего нарушающего пост] начинается с рассветом, а не с азаном. Всевышний Аллах сказал: (Сура «Корова», аят 187). Тому, кто будет без сомнений знать о наступлении рассвета обязательно воздержание от пищи. Если у него во рту будет пища, то ему необходимо извлечь ее, не то его пост будет нарушен вместе с попадание еды во внутрь.

Тому же человеку, который не знает точно о наступлении рассвета, можно есть до полной уверенности. Также [можно продолжать есть], если он знает, что муэдзин призывает на молитву раньше положенного срока, или если есть сомнения в том, призывает он на молитву вовремя или раньше времени. В такой ситуации ему можно продолжать есть, однако предпочтительней остановиться с того момента, как он услышит азан.

Что касается упомянутого хадиса, то ученые объяснили, что муэдзин в этом случае призывал на молитву до наступления рассвета.

Имам Ан-Навави , да смилуется над ним Аллах, сказал в книге «Маджму’»: «Мы упомянули, что человек, узнавший о наступлении рассвета, в то время как у него во рту есть пища, должен выплюнуть ее и продолжать соблюдение поста. Если же он проглотит ее, зная о рассвете, то его пост будет нарушен. В этом нет разногласий. Доводом на это является хадис, передаваемый от Ибн Умара и Аишы , да будет доволен ими Аллах, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине Биляль призывает на молитву ночью [то есть, до наступления времени намаза], так ешьте и пейте же до того, пока на молитву не призовет Ибн Умм Мактум ». Хадис передали аль-Бухари и Муслим , а в «Сахихе» есть и другие хадисы с подобным смыслом.

Что касается предания от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если кто-нибудь из вас услышит призыв на молитву, а в это время в его руке будет посуда [с едой], то пусть он не ставит ее, пока не выполнит свою нужду», а в другом предании: «Муэдзин призывал на молитву при рассвете», то первый из них передал имам Хаким и сказал: «Это достоверный хадис, соответствующий условиям Муслима». Два этих хадиса также передал Байхаки и сказал: «Это означает, как говорит большинство ученых, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, знал, что он призывает на молитву до наступления времени намаза, так что питье получалось незадолго до наступления рассвета». Он сказал: «А что касается слов «при рассвете», то есть вероятность, что эти слова были не словами Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, а также, что это предание говорит о втором азане. Таким образом получается, что слова Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Если кто-нибудь из вас услышит призыв на молитву, а в это время в его руке будет посуда [с едой], то пусть он не ставит ее, пока не выполнит свою нужду» повествуют о первом азане и соответствуют хадисам, переданным Ибн Умаром и Аишей, да будет доволен ими обоими Аллах». Он сказал: «На этом смыслы хадисов совпадают. Вся помощь от Аллаха и Он знает лучше!»

Ибн аль-Кайим , да помилует его Аллах, упомянул в книге «Тахзибу с-сунан», что некоторые праведные предшественники следовали явному смыслу хадиса, приведенного в вопросе, и дозволяли есть и пить во время утреннего азана [в месяц Рамадан]. Затем он сказал: «Большинство ученых (джумхур) считают, что время сухура заканчивается с рассветом. Это мнение четырех имамов и большинства исламских правоведов. Такое же мнение передается от Умара и Ибн Аббаса , да будет доволен ими Аллах. Их доводом служит хадис Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «…ешьте и пейте до того, пока на молитву не призовет Ибн Умм Мактум. А он не призывал на молитву, кроме как после наступления рассвета», так передает аль-Бухари. В некоторых других версиях сказано: «Он был слепым человеком и не призывал на молитву, пока ему не говорили: «Наступил рассвет! Наступил рассвет!»». А также джумхур взял доводом слова Всевышнего Аллаха: «Ешьте и пейте, пока вы не сможете отличить белую нитку рассвета от черной, а затем поститесь до ночи» , а также слова Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «ешьте и пейте до того, пока на молитву не призовет Ибн Умм Мактум», а также его слова: «Рассвет бывает двух видов. Что касается первого из них, то он не запрещает есть пищу и не дозволяет совершение [утренней] молитвы. Что же касается второго из них, то он запрещает принимать пищу и дозволяет совершение молитвы». Передал Байхаки в книге «Сунан»».

До нас дошли предания от некоторых праведных предшественников, которые указывают на дозволенность принятия еды постящимся, пока тот не удостоверится в наступлении рассвета. Ибн Хазм , да помилует его Аллах, привел некоторое количество таких преданий. Из них: «что Умар ибн аль-Хаттаб , да будет доволен им Аллах, говорил: «Если два человека будут сомневаться в наступлении рассвета, то пусть едят, пока не убедятся в нем».

Передается от Ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах: «Аллах дозволил пить воду, когда ты сомневаешься, то есть при рассвете…».

Передается, что Макхуль , да помилует его Аллах, сказал: «Я видел как Ибн Умар взял ведро воды зам-зам и сказал двум мужчинам: «Наступил ли рассвет?». Один из них сказал «Да», а другой сказал «Нет». Тогда Ибн Умар выпил воду».
Ибн Хазм прокомментировал хадис, который был приведен в вопросе, а также схожие с ним предания таким образом: «Все это указывает на то, что они не были убеждены в наступлении рассвета и так хадисы согласовываются с Кораном» (См. книгу «Аль-Махалли» 4\367).

Нет сомнений в том, что большинство муэдзинов сегодня опираются в [определении времени молитвы] на часы и рузнама, а не на видение рассвета. Это не считается убежденностью [якын] в том, что наступил рассвет и пост того, кто будет принимать пищу в это время, будет действительным. Хотя лучше и надежнее воздержаться от еды.

Шейха Ибн База , да помилует его Аллах, спросили: «Каков шариатский хукм относительно поста того человека, который продолжил принимать пищу, услышав азан?» И он ответил: «Верующему необходимо воздержаться от принятия того, что нарушает пост, как еда и питье, когда для него прояснится, что наступил рассвет, если его пост является обязательным, как пост в месяце Рамадан, пост-обет или пост-штраф (кафарат). Всевышний Аллах сказал: «Ешьте и пейте, пока вы не сможете отличить белую нитку рассвета от черной, а затем поститесь до ночи» (Сура «Корова», аят 187). Так, если он услышит азан и будет знать, что этот азан бывает точно во время рассвета, то ему необходимо прекратить принятие пищи. Если же муэдзин призывает на молитву до наступления рассвета, то ему не обязательно прекращать принятие пищи и можно есть и пить до того момента, пока он не убедится в наступлении рассвета.

Если же он не знает, призывает ли муэдзин на молитву до наступления молитвы или после нее, то лучше и надежнее прекратить принятие пищи, однако, если он выпьет воду или съест что-либо во время азана, то это ему не повредит, так как он не знает о наступлении рассвета.

Известно, что те, кто живет в городах, освещаемых электрическими лампами, не в состоянии узнать невооруженным глазом о точном наступлении рассвета, поэтому ему желательно предостеречь себя [от попадания в ошибку], следуя азану и расписанию молитв, которые обозначают время наступления рассвета по часам и минутам, следуя хадису Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Оставь то, что вызывает у тебя сомнения и возьмись за то, что сомнений у тебя не вызывает», а также словам Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Тот, кто будет остерегаться сомнительного, тот сохранит свою религию и честь». Аллах обладатель помощи!»

Также был спрошен шейх Ибн Усаймин , да помилует его Аллах: «Вы сказали, да сохранит вас Аллах, что необходимо завершить принятие пищи сразу после того, как человек услышит азан. Однако, уже несколько лет, некоторые люди продолжают принимать пищу до окончания азана. Каков хукм их действия?» Он ответил: «Азан на утреннюю молитву бывает или до наступления рассвета или после него. Если он будет после него, то необходимо прекратить принятие пищи сразу после того человек услышит азан, так как Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине Биляль призывает на молитву ночью [то есть, до наступления времени намаза], так ешьте и пейте же до того, пока на молитву не призовет Ибн Умм Мактум. Поистине он не призывает к молитве пока не наступит рассвет». Если ты знаешь, что муэдзин не призывает к молитве кроме как после наступления времени молитвы, то сразу останови принятие пищи, при звуке азана. Если же муэдзин призывает к молитве опираясь на расписание намазов или на время, то дело в таком случае легче.

Основываясь на этом мы скажем спрашивающему: Вам не обязательно возмещать то, что уже прошло, потому что вы не были убеждены в том, что принимаете пищу после наступления рассвета. Однако в будущем человеку необходимо предостерегать себя и слыша муэдзина прекращать принятие пищи» (См. книгу «Фатава рамадан», стр. 204).

Также шейх, да помилует его Аллах, сказал, обращая внимание на то, что говорят о расписании молитв и его неточности: «Некоторые люди бросают сомнения относительно точности того расписания молитв, которое мы имеем. Они говорят: «Оно [расписание молитв] опережает рассвет. Мы вышли в пустыню и вокруг нас не было световых ламп, и видели, что рассвет бывает позже [времени, указанного в расписании]». Некоторые из них преувеличили и сказали, что рассвет бывает позже на треть часа».

Однако достоверно, что это неправильное преувеличение. То, что нам проясняется, это то, что расписание, которое есть у людей сейчас, опережает рассвет, в частности, на пять минут. То есть, если ты будешь есть, в то время как он призывает на молитву по расписания, то в этом нет проблем, кроме того случая, когда муэдзин остерегается ошибки и призывает к молитве чуть позже. Некоторые муэдзины, да воздаст Аллах им благом, остерегаются и не призывают к молитве кроме как после истечения пяти минут от времени расписания. А некоторые невежественные муэдзины дают утренний азан раньше времени, думая, что это более надежно для поста. Однако они забывают о том, что проявляют небрежность в том, что более важно, чем пост, а это утренняя молитва. Возможно кто-то совершит утреннюю молитву раньше времени, опираясь на их азан. А если человек совершит молитву раньше времени даже вступительным такбиром, то его молитва не будет засчитана». (См. «Сборник фетв Ибн Усаймина», вопрос №772).

Рамадан – это священный для мусульман месяц обязательного поста Ораза, именно в это время людям был ниспослан Коран. В этот месяц миллионы людей по всему миру отказываются от приема пищи, читают Коран и выплачивают обязательную милостыню (закят аль фитр). Ифтар – вечерний прием пищи, который начинается сразу после захода солнца. Согласно переписи населения 2009 года, в Казахстане 70 процентов населения являются мусульманами. Искандер Салиходжаев решил рассказать, как держат Оразу в Казахстане, что едят на ифтар (вечерний прием пищи, который начинается сразу после захода солнца), а также о том, как лучше соблюдать пост.


По Григорианскому календарю в году 365 дней, по Хиджре (исламский лунный календарь) - 354, поэтому Рамадан за 33 года проходит через все циклы, смещаясь каждый год на десять дней. Легче всего держать Оразу зимой, когда дни короче. В жаркое лето, когда время от рассвета до заката равняется примерно 18- 19 часам, пост держат только самые преданные. Во время поста следует полностью отказаться от дневного приема воды и еды, а также от интимных отношений.


Рамазан , директор филиала банка:

– В школьные и студенческие годы я держал Оразу, но в последнее время в силу разных обстоятельств соблюдать пост не удавалось. Считается, что сложнее всего поститься летом – время между приемами пищи составляет 18 часов. И хотя у меня были проблемы со здоровьем (повышенное давление), в этом году я решил, что буду держать пост.


Айгерим , супруга Рамазана, приготовила на ифтар манты. Это особые манты, практически без жира, диетические. И хотя Айгерим сама не держит Оразу, она просыпается каждую ночь, чтобы приготовить мужу сареси – прием пищи перед рассветом. По высказыванию пророка, постящийся обязательно должен принимать сареси, если не едой, то хотя бы стаканом воды, ибо в нем благодать.


Традиционно вечерняя трапеза начинается с воды и фиников.


– Самое главное – это правильный настрой, – делится секретами Рамазан. – Рекомендую не пить ничего сладкого, желательно отдавать предпочтение воде, компоту из сухофруктов. Еще советую есть финики, они дают очень много энергии. Также хороши свежие салаты, в которых много клетчатки.


– Существует заблуждение, что на ифтар надо обязательно плотно поесть. Но это не так, не стоит сильно наедаться, ешьте в привычных количествах. Считайте, что вы просто изменили расписание приема пищи со дня на ночь.


Мейлан , управляющий магазином:

– Оразу держу уже 19 лет. Начал держать пост еще ребенком, это было несложно, к тому же это было зимой и всего 12 часов – с 6 до 18.00. Летом, конечно, намного сложнее в плане воды и жары. Но с моей нынешней работой особых сложностей нет, так как я работаю в кабинете с кондиционером.


Сестра Мейлана приготовила сегодня хинкали.



Перед трапезой Мейлан читает вечерний намаз. Мусульмане верят, что в этом священном месяце джины и шайтаны сковываются и открываются врата рая. Это помогает верующему преодолеть собственную страсть и нравственно воспитать себя.


Затем старшая дочь Аят приносит ему ужин.


– В еде особых ограничений не делаю, что приготовят, то и ем. Стараюсь, конечно, не налегать на соленое и рыбу, – говорит Мейлан.


Оразу держать не трудно, важно правильно настроиться и отбросить все сомнения. И самое главное, надо каждый день произносить ният (намерение) о том, что вы собираетесь держать пост, искренне, ради Аллаха. Ният произносится между ночным и утренним намазом.


Айни , рабочий:

– Я приехал сюда из Таджикистана, у нас в стране безработица, и поэтому многие наши граждане вынуждены работать на стройках в Казахстане и России.


– Ораза по-таджикски будет Роза. Я держу пост уже несколько лет подряд, сейчас даже и не вспомню, когда начал.


– Еду нам обычно готовит хозяйка дома, у которой мы делаем ремонт. Но сегодня мы приготовили сами.


– На ифтар у нас жареная картошка, лепешки и арбуз. Арбуз очень сочный, но не такой вкусный, как у нас на родине.


– В Таджикистане у меня большая семья – родители, жена и трое детей. Самая младшая дочь родилась месяц назад, я еще даже не видел ее. Если бы на Оразу я был дома, то мама приготовила бы мне вкусный плов и зеленый чай с пахлавой. Но здесь нам приходится есть прямо на стройке. Это испытание, которое мы должны выдержать.


– Мы долго работаем под палящим солнцем, и поэтому очень сложно держать пост: сильно потеешь и хочется пить. Но я нашел выход – в день два-три раза обливаюсь водой прямо в одежде. Это не запрещено, главное – не пить воду. А одежда быстро высыхает.


Бауыржан , продавец в магазине:

– Я несколько раз пытался держать Оразу, но не получалось. Последний раз в 2010 году я начал держать пост, но тогда я работал в столярном цехе и очень сильно уставал, так как были большие нагрузки. Однажды я упал в обморок, и мне сказали прекратить держать пост, иначе причиню вред здоровью.


– В этот раз, думаю, у меня все получится. Сначала я сомневался, но после первой недели уже привык.


Мама Бауыржана приготовила сегодня плов и купила тандырную самсу.


– Знаю, что в некоторых исламских странах в месяц Рамадан для рабочих введен специальный график – работают они полдня или вообще не трудятся. Но у нас светское государство, поэтому такое невозможно – сразу уволят.


Вячеслав (Махмуд) , газоэлектросварщик, Оразу держит уже пятый год:

– В одном из хадисов пророк Мухаммед сказал: "В этом мире есть две радости. Первая – когда человек торопится сделать ифтар, и вторая – награда за то, что он держал Оразу". Ораза во всем является благом, это милость Всевышнего, прощение грехов. И для здоровья тоже очень полезна.


– Ифтар я начинаю с воды и фиников, желательно чтобы вода была талая. После заморозки у нее особый вкус, более мягкий и свежий, она как новая. Еще желательно принимать в пищу талкан (толченное пшено), он очень хорошо усваивается организмом, и человеку легко переносить Оразу.


– Самое главное, с каким намерением человек держит Оразу. Он должен понимать, что делает это не потому, что так делал его отец или все вокруг, а чтобы снискать милость Всевышнего. Когда это осознание придет, то и держать Оразу будет легко.


Динара , журналист. Оразу держит более 10 лет:


– Многие заблуждаются, считая, что пост заключается только в том, чтобы не употреблять пищу. Мне кажется, в этом есть более глубокий смысл – это духовное очищение, подведение и переосмысление итогов года, борьба со своими слабостями и пороками. И самое главное, пост держится ради Аллаха. Если хадж или намаз человек совершает ради себя, то Оразу он держит ради Всевышнего.


Во время Рамадана, после приема пищи и ночной молитвы, совершается дополнительная молитва таравих, состоящая из 8 или 20 ракаатов.

– Для меня наступление месяца Рамадан – это праздник, который ждешь с нетерпением. Отрадно видеть множество молодых людей в мечетях, которые приходят на таравих (молитва). Особенно приятно, что сейчас практически во всех мечетях созданы условия для женщин, существуют отдельные места для совершения намаза.


Сегодня родственники пригласили Динару на ауызашар. Во время месяца Рамадан люди, даже не соблюдающие Оразу, устраивают у себя дома ауызашар и приглашают друзей и соседей.

Несмотря на то, что 70% населения являются мусульманами, большинство людей плохо разбираются в тонкостях шариата. Вместе с постящимися зовут и тех, кто не держит пост, что является ошибочным.

В Казахстане широко распространена практика давать ауызашар от имени бизнесменов, акимов и даже президента. Считается, что дающий ауызашар получает награду, равную ту, что снискал держащий Оразу. Пост имеет большое социальное значение, поскольку в это время состоятельные люди вспоминают о нуждающихся людях и помогают им. Во многих мечетях накрываются столы с бесплатным угощением.

Рамадан заканчивается трехдневным праздником Ораза-Байрам. Мусульмане вместе со своими семьями отправляются в мечеть на праздничную молитву. Все три дня в каждом доме гостей встречают щедро накрытые столы. В эти дни раздается милостыня и все мусульмане просят друг у друга прощения за прошлые обиды.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Вопрос: Можно ли держать пост, если я не читаю намаз?

Ответ: Да, можно. Так как пост — один из пяти столпов Ислама. Инша Аллах, Ваш пост будет принят Всевышним.

Вопрос: Что нужно говорить перед сухур?

Ответ: Намерение поста (нийат):

«Навайту ан-асуума саума шяхри рамадаан миняль-фаджри иляль- магриби хаалисан лилляяхи тя’ааля».

Перевод: «Я намереваюсь соблюсти пост месяца Рамазан от рассвета до заката искренне ради Всевышнего Аллаха».

Вопрос: Что нужно говорить перед разговением (ифтара)?
Ответ: Слова, которые произносит постящийся при разговении(ифтара):

«Аллахумма лякя сумту ва бикя аманту ва аляйкя таваккяльту ва ‘аля рызкыкя афтарту фагфирли йа гаффару ма каддамту ва ма аххарту»

Перевод: «О Аллах! Ради Тебя я держал пост, в Тебя уверовал и на Тебя лишь уповаю, разговляюсь тем, что Ты мне послал. Прости, о Прощающий мои грехи, прежние и будущие!)» (Ибн Маджа, Сыйам, 48; Даракутни, II/185).»

Вопрос: Что лучше всего делать во время поста?
Ответ: Вам стоит проявить усердие в поклонения, раздавать милостыню, делать добро людям, читать Коран. Если есть возможность взять отпуск во время поста, лучше сделать это, дабы больше времени прибывать в мечети с намерением поклонения Всевышнему.

Вопрос: Насколько важно принимать сухур? Если я проспал сухур и в течение дня ничего не ел и не пил, не будет ли это считаться нарушением?
Ответ: Если Вы не встали утром на сухур, то это не нарушает пост. Главное условие, до ифтара нельзя есть и пить. Но старайтесь не пропускать сухур.

В Рамазан Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спешил сделать разговение сам и побуждал к этому других. Кроме того, он, да благословит его Аллах и приветствует, побуждал людей обязательно принимать пищу до утренней зари и по возможности делать это перед самым рассветом.

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Всё время сухура является благословенным, так не упускайте же его, и пусть каждый из вас выпьет хотя бы глоток воды, ибо, поистине, Аллах и Его ангелы благословляют тех, кто ест, или пьёт перед рассветом» (Ахмад).

Вопрос: Важно ли спешить с разговением?
Ответ:

«У каждого все будет хорошо до тех пор, пока они будут спешить с разговением». (Аль Бухари № 1957, Муслим № 1098)

Вопрос: Чем лучше всего разговляться?
Ответ: Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил:

«У кого есть финики, пусть разговляется ими, а у кого их нет, тот пусть разговляется водой, ибо она очищает». (Ахмад № 15798, Ат Тирмизи № 695, Абу Дауд № 2355)

Вопрос: Можно ли кушать после фаджр намаза до восхода?
Ответ: После фаджр намаза — кушать нельзя. Необходимо прекратить прием пищи за 10 минут до наступления рассвета.

«Ешьте и пейте, пока вы не сможете отличить белую нитку рассвета от черной, а затем поститесь до ночи». (Коран 2:187)

Вопрос: Если по забывчивости, днем я принял пищу, выпил воды, нарушается ли мой пост?
Ответ: Прием пищи и воды, совершенные по забывчивости пост не нарушают. Как только вы вспомните, что вы постящийся — вам необходимо незамедлительно прекратить прием пищи.

Есть хадис Пророка, да благословит его Аллах и приветствует:

«Кто поел или попил, забывшись, пусть продолжает свой пост, ибо это Аллах накормил его и напоил». (Аль-Бухари № 6669)

Вопрос: Можно ли поститься непрерывно, например, 2 дня подряд, без разговения?
Ответ: Нет, нельзя.

Передают со слов Абу Са‘ида, да будет доволен им Аллах, что он слышал, как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Не поститесь непрерывно, а тот из вас, кто захочет сделать это, пусть разговеется перед рассветом (следующего дня)». (Аль Бухари № 1963)

Вопрос: Можно ли держать пост несколько дней? Например, 3 дня в начале и 3 дня в конце?
Ответ: Нет, подобное запрещено.

«В месяц Рамазан был ниспослан Коран — верное руководство для людей, ясные доказательства верного руководства и различение. Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься». (Коран 2:185)

Вопрос: Во время поста, меня отправляют в командировку в другой город. Могу ли я приостановить свой пост?
Ответ: Аллах разрешил путешественнику приостановить пост, даже если во время путешествия он не испытывает никаких затруднений. По истечении поста, Вам необходимо будет восполнить пропущенные дни. Всевышний сказал:

«А если кто болен или находиться в пути, то пусть поститься столько же дней в другое время. Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения» (Коран 2:185)

Вопрос: Могу ли я держать пост, несмотря на то, что собираюсь в командировку в другой город?
Ответ: Да, можно.
Хамза ибн Амр аль-Аслями, да будет доволен им Аллах, спросил Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует:

«О Посланник Аллаха, я чувствую, что у меня достаточно сил для того, чтобы поститься в путешествии, так будет ли на мне грех, если я стану делать это?». Пророк сказал: «Это разрешение (послабление) от Аллаха, и кто воспользуется им, тот поступит хорошо, а кто желает поститься, на том нет греха». (Муслим № 1891)

Вопрос: Во время поста можно делать обрезание (свадьбу и т.п.)?

Ответ: Да, в период времени поста, Вы можете сделать ребенку обрезание (справить свадьбу и т.п.). Но в этом случае, праздничное угощенье вам необходимо перенести на вечер (после разговения).

Вопрос: Во время поста можно ли заниматься спортом?
Ответ: Да, можно, но не забывайте, что во время поста организму и так тяжело, постарайтесь не обременять его. Желательно взять перерыв в период поста.

Вопрос: Можно ли глотать слюну во время поста?
Ответ: Сглатывание слюны — пост не портит. Но специально «копить» слюну и сглатывать — нельзя, так как это портит пост.

Вопрос: Можно ли жевать жевательные резинки?
Ответ: Нет, нельзя. Жевательная резинка содержит в себе сахар (либо заменитель).
К тому же, при жевании на голодный желудок жевательная резинка стимулирует выработку желудочного сока, что способствует развитию гастрита или обострению язвенной болезни.

Вопрос: Можно ли использовать крема во время поста?
Ответ: Да, можно. Главное, что вы не употребляете их внутрь.

Вопрос: Можно ли в период поста чистить зубы пастой, при этом не глотать слюну.
Ответ: Использование зубной пасты допускается, но относится к категории макрух. При использовании зубной пасты слюна не проглатывается до тех пор, пока не пройдет ее вкус. Попадание зубной пасты в желудок нарушает пост. Необходимо тщательно прополоскать рот и быть предельно осторожным. Лучше и безопаснее пользоваться мисваком. Последнее является Сунной.

Вопрос: У меня последнее время частенько кровоточат зубы, и я собираю слюну и выплевываю, иногда по забывчивости глотаю. Нарушается ли пост из-за этого и что можно сделать?
Ответ: Пост не портится, но глотать кровь специально не надо. Рекомендуем Вам быть крайне внимательным.

Вопрос: Во время Поста разрешается курить днем?
Ответ: Нет, не разрешается.

Вопрос: Во время Поста разрешается употреблять насвай?
Ответ: Нет, не разрешается. Так как это относится к одурманивающим веществам.

Вопрос: Можно ли во время поста принимать душ, ванну?
Ответ: Можно, по мере необходимости. Будьте осторожны.

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, чистил зубы мисиваком и лил себе на голову воду во время поста. Сподвижники видели, как во время поста он, да благословит его Аллах и приветствует, обливал голову водой, спасаясь от жажды или от жары. (Ахмад № 15473, Абу Дауд № 2365)

Вопрос: Можно ли просто полоскать рот, нос во время поста?
Ответ: Полоскание рта и очищение носа водой не нарушает пост, если даже сделано не при омовении. Если Вы проглотите воду, то в этом случае пост нарушается и нужно его возместить.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Хорошо (глубоко) промывай нос, кроме тех случаев, когда ты постишься». (Ат-Тирмизи, 788)

Вопрос: Можно ли стричь ногти, волосы в период поста?
Ответ: Можно подстригать ногти и волосы. Лучше всего это делать перед полным омовением.

Вопрос: Во время поста, днем, я имел половой контакт с супругой. Теперь 1 день прерван. Каким образом можно восстановить его?
Ответ: Пост человека, вступившего в половую близость днем в Рамазан, нарушается, и он должен возместить этот день поста посредством непрерывного 2-х месячного поста, а если это ему не по силам, тогда он должен накормить 60 бедняков. (Об этом говорится в хадисе от Абу Хурейры (да будет доволен им Аллах). Аль Бухари № 6087,6164. Муслим № 1111)

Если половой контакт произошел по забывчивости (без намерения прервать пост), то в этом случае пост не считается испорченной. Как только вы осознали, что вы постящийся — вам необходимо прервать половой контакт.

Вопрос: Можно ли вступать в половую близость супругам, во время поста, в ночное время (после разговения)?
Ответ: Да

«Разрешается вам в ночь поста близость с вашими жёнами (, ведь) они являются одеянием для вас, а вы — одеянием для них» (Коран 2:187)

Вопрос: Можно ли во время поста обнимать, целовать свою жену (мужа)?
Ответ: Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:

«Во время поста Пророк, нередко обнимал и целовал (своих жён, однако), он владел собой лучше любого из вас». (Аль Бухари № 1927)

Вопрос: Во время поста у меня произошло семяизвержение, портится ли от этого мой пост?
Ответ: При непреднамеренном семяизвержении — пост не нарушается. Вам необходимо сделать полное омовение (гусуль).

Вопрос: Что делать, если во время поста начался менструальный цикл?
Ответ : Вам необходимо прервать пост. В хадисе, переданном Абу Саидом аль-Худри, да будет доволен им Аллах, говорится:

«Разве она не оставляет молитву и пост, когда у нее начинается менструация?». (Аль-Бухари, № 1951, Муслим № 889)

После менструального периода, женщине необходимо возместить пропущенные дни поста.

Вопрос: Как быть во время поста кормящей матери?
Ответ: Согласно самому верному мнению, женщина, которая беременна или кормящая, рассматривается как тот, кто болен, поэтому ей позволено не поститься, и она должна восполнить только пропущенные дни, опасается ли она за себя или за ребёнка. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Аллах облегчил обязанность поста и часть молитвы для путника, и Он облегчил обязанность поста для беременных и кормящих женщин». (ат-Тирмизи,3/85, он сказал — это хасан хадис)

Вопрос: У меня плохое самочувствие, могу ли я прервать пост?
Ответ: Если в некоторые дни человеку трудно поститься, ему разрешается прервать пост в эти дни. Иногда это даже становится обязательным (например, при рекомендации врача) — если пост наносит человеку ощутимый вред. Всевышний Аллах избавил нашу общину от затруднений. Всевышний сказал:

«Он не сделал для вас никакого затруднения в религии». (Коран 22:78)

Человек, прервавший пост из-за того, что ему было очень тяжело, обязан возместить пропущенные дни после того, как ему станет легче.

Вопрос: Как быть немощным людям (неизлечимые люди)?
Ответ: Тот, кто вообще не в состоянии поститься (то есть, нет надежды на то, что он когда-нибудь будет в состоянии соблюдать пост, например, очень старый, а также, неизлечимо больной человек), — имеет право не соблюдать пост, однако он должен за каждый пропущенный день накормить одного бедняка. Абдуллах ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, прочитал Слова Всевышнего:

«А те, которые способны поститься с трудом, следует в искуплении накормить бедняка». (Коран 2:184)

Вопрос: Во время поста у меня произошла рвота. Нарушен ли мой пост?
Ответ: Да

«Кого одолела рвота, тот не обязан возмещать пост, а кто намеренно вызвал рвоту, тот должен возместить свой пост». (Ахмад № 10085, Абу Дауд № 2370, Ат Тирмизи № 720, Ибн Маджа № 1676)

Вопрос: Как надо проводить Ураза байрам?
Ответ: В Ураза байрам надо приготовить праздничную еду, позвать родственников, друзей. Можно самим пойти в гости к родственникам. Самое главное, чтобы чувствовалось, что это праздник.
Вопрос: Я слышал про дополнительный пост после поста. Что это за пост и как его нужно держать?
Ответ: Пост в течении 6 дней после месяца Рамазан в месяц Шавваль, является Сунной. Поститься можно прерывно, т.е. 2 дня в начале, 2 дня в середине, 2 дня в конце. Поститесь также обычным образом, т.е. от рассвета до заката отказываясь от еды, питья, интимной близости и других вещей, нарушающих пост. Начинать можно после праздника » Ураза байрам «.
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Тот, кто постится месяц Рамазан, и вслед за ним соблюдает пост шесть дней Шавваля, равен тому, кто постился на протяжении всего года» (Муслим)

Пост - это воздержание от еды, питья и половой близости от рассвета до заката в месяц Рамадан, обязательное для каждого совершеннолетнего и разумного человека из числа верующих.

У поста имеется 3 обязательных (фард) действия:

1. Намерение.

2. Воздержание от еды и питья.

3. Воздержание от половой близости.

Приняв пищу до начала рассвета, желательно (мустахаб) вновь утвердить в своем сердце намерение поститься. Важно, чтобы намерение утверждалось не менее чем за час до времени полуденного намаза. Утверждения в сердце намерения поста достаточно. Если постящийся, не произнеся соответствующих слов, вознамерится в сердце поститься на следующий день, его пост будет правильным. Поощряемо выразить намерение, произнеся следующие слова:

Навайту ’ан ’аcума савма шахри Рамадани мина-л-фаҗри ’ила-л-магриби халисан ли-ллахи та‘ала.

Ради Всевышнего Аллаха я искренне намерился соблюдать пост месяца Рамадан от рассвета до заката.

Разговение (ифтар) после захода солнца солью, кусочком еды или водой является сунной. Поощряется также разговение финиками.

После ифтара читается следующая ду‘а:

Аллахумма лака сумту ва-бика ’аманту ва-‘алайка таваккалту ва-‘ала ризкика ’афтарту фа-гфир ли йа гаффар ма каддамту ва ма ’аххарту.

О Аллах, только ради Тебя я постился, в Тебя уверовал, на Тебя положился и Твоим питанием разговелся. О Прощающий, прости мои прошлые и будущие грехи.

Для постящегося мусульманина является сунной следующее:

1. Прием пищи до начала рассвета (сухур).

2. Намерение воздерживаться от грехов во время поста.

3. Чтение религиозных книг в свободное время.

4. Сразу после захода солнца, совершив вечерний намаз, приступить к разговению (ифтару).

Днем, во время поста, порицаемыми (макрух) являются следующие действия:

1. Пустословить.

2. Сквернословить.

3. Ругаться с кем-либо.

4. Долго находиться в бане.

5. Нырять и купаться в воде.

6. Жевать еду или жвачку.

7. Пробовать что-либо языком.

8. Целоваться с женой.

9. Держать уразу без разговения 2 дня подряд.

10. Совершать какой-либо грех.

Во время поста можно совершать 10 следующих действий:

1. Пробовать приобретаемый товар на вкус.

2. Прожевывать пищу для ребенка.

3. Накладывать сурьму на глаза.

4. Смазывать маслом усы или бороду.

5. Чистить зубы сиваком.

6. Делать кровопускание.

7. Лечиться пиявками.

8. Совершать полное омовение с кувшином.

9. Пропотеть, находясь в бане.

10. Мыться с мылом.

Пост нарушают следующие 3 действия:

1. Проглатывание пищи или лекарства размером с горошину.

2. Проглатывание одной капли воды или лекарства.

3. Половая близость.

Человек, нарушивший пост Рамадан по своей воле, обязан восполнить все пропущенные дни поста и совершить искупительные действия (каффарат) за его нарушение.

В качестве каффарата поста он должен освободить одного раба. Если невозможно найти раба или средства не позволяют купить его, то следует поститься 60 дней подряд. Если по причине слабости у верующего не хватает сил поститься 60 дней, то он должен накормить досыта 60 бедняков.

Пост верующего нарушается в тех случаях, если:

1. Он по своей воле вызовет у себя рвоту в количестве, наполняющем рот.

2. Он совершит предрассветную трапезу (сухур, думая, что рассвет еще не настал, в то время как уже рассвело.

3. Он приступит к разговению (ифтар), думая, что солнце зашло, в то время как оно еще не скрылось за горизонтом.

4. У него произойдет семяизвержение из-за объятий с женой (без половой близости).

В таких случаях постящийся должен восполнить нарушенные дни поста после Рамадана, не совершая каффарата.

Если у человека пост нарушится днем, то он должен не есть и не пить, как и постящийся, до захода солнца.

Пост верующего не нарушается в следующих случаях: если ему в горло попадет пыль, земля, шерсть или дым; если он проглотит свою слюну или остаток еды, застрявший между зубов; если он, забыв про пост, поест, попьет или вступит в половые сношения; если у него без половой близости произойдет семяизвержение.

Женщинам во время месячных и послеродового кровотечения поститься не нужно. Дни поста, пропущенные в Рамадане, надлежит восполнить после него.

Слабый пожилой человек, который не в состоянии поститься, вместо каждого дня поста должен накормить бедняка или дать ему столько денег, чтобы тот смог наесться досыта.

Если беременные и кормящие грудью женщины опасаются нанести вред своему здоровью или здоровью ребенка, а также если больные опасаются осложнений здоровья вследствие поста, то правильным для них будет не поститься. Все они должны восполнить пропущенные дни поста после Рамадана.

Путешествующим людям предпочтительнее не соблюдать пост. После возвращения из поездки им необходимо будет восполнить пропущенные дни поста. Неправильно нарушать пост человеку, который вышел в путь после рассвета. Если он его нарушит, то ему придется восполнить пост.

Для непостящегося путника, прибывшего из поездки домой днем, поощряемо воздержание от еды и питания до заката, как постящемуся.

Человек, не восполнивший по причине болезни пропущенные дни поста, должен оставить наследникам завещание о том, чтобы они раздали милостыню фидйа за оставшиеся за ним дни. Если человек, оставивший такое завещание, скончается, то его наследники должны будут раздать милостыню фидйа в размере 1/3 его имущества.

Соблюдать пост в понедельник, четверг, дни ‘Ашура (10-е число месяца Мухаррам), бара‘ат (15-е число месяца Ша‘бан), ‘Арафа (9-е число Зу-л-хиҗҗа), в первую неделю месяцев Зу-л-хиҗҗа и Мухаррам и в 3 дня полнолуния каждого лунного месяца является желательным (мустахаб) действием, за которое постящийся получает большое вознаграждение.

Неправильно нарушать дополнительный пост, необходимо (важиб) восполнить его после. Можно нарушить дополнительный пост из-за прихода гостей или приглашения в гости до времени полуденного намаза, но неправильно нарушать его после этого времени.

Порицаемым (макрух) является пост в дни праздников разговения (Ураза байрам, ‘Ид ал-фитр) и жертвоприношения (Курбан, ‘Ид ал-адха), в 3 дня ташрик (11-го, 12-го и 13-го числа месяца Зу-л-хиҗҗа) или только по пятницам и субботам.

Если 30-го числа месяца Ша‘бан после заката не появится месяц, то поститься 30-го числа до обеденного времени, ожидая известия о появлении месяца, является поощрительным (мустахаб). При известии о появлении месяца пост начинается. Если известие о появлении месяца не придет, то пост следует нарушить.

Если месяц не появится 29-го числа Ша‘бана, то поститься 30-го Ша‘бана, посчитав его за начало Рамадана, является порицаемым. Правильно в этот день поститься с намерением исполнить дополнительный пост.

Если во время захода солнца на месте восхода месяца нет облаков или пыли, то для определения начала месяцев Рамадан и Шаввал нужно, чтобы месяц увидели как можно больше людей. Свидетельства двух-трех человек в этом случае не являются достоверными.

Если место восхода месяца закрывают облака, пар или пыль, то для определения начала Рамаанна достаточно свидетельства одного вызывающего доверие человека - будь то мужчина или женщина - о появлении месяца. На следующий день следует начать пост Рамаанн.

Для определения начала месяца Шаввал принимается свидетельство о появлении нового месяца двух вызывающих доверие мужчин или одного вызывающего доверие мужчины и двух вызывающих доверие женщин. На следующее утро следует проводить праздничный намаз фитр.

Совершеннолетний и разумный мусульманин, остерегающийся совершения боль ших грехов, считается вызывающим доверие человеком.

Ораза - это мусульманский пост. Может совершаться в любой день, кроме праздничных (ораза-байрам, Курбан-байрам). В девятый месяц исламского календаря (Рамазан) мусульмане обязаны держать пост. Длительность месяца составляет 29 или 30 дней и зависит от лунного календаря. Пост начинается с начала рассвета и заканчивается после захода солнца.

№2. Почему мусульманин должен поститься во время священного месяца Рамазан?

Месяц обязательного для мусульман поста является одним из пяти столпов ислама.

К пяти столпам ислама относятся: шахада, намаз, ораза, закят и хадж. Шахада - декларация веры, содержащая исповедание единобожия и признание пророческой миссии Мухаммада. Намаз - пять ежедневных молитв. Ораза - пост во время месяца Рамазан. Закят - обязательное пожертвование, религиозный налог в пользу нуждающихся. Хадж - паломничество в Мекку. В течение месяца Рамазан правоверные мусульмане в дневное время отказываются от приёма пищи, питья, курения и интимной близости. Полный отказ от простых человеческих нужд даже в самые жаркие и изнурительные дни даёт возможность мусульманам продемонстрировать силу своей веры. Во время поста они стремятся обуздать свои инстинкты и страсти. Помимо внешней чистоты в этот месяц постящийся старается строже соблюдать чистоту внутреннюю - освобождение от всех мыслей и действий, оскверняющих человека. Мусульмане считают, что соблюдение духовного и телесного поста в месяц Рамазан чрезвычайно позитивно воздействует на их души.

№3. Вреден ли мусульманский пост?

Врачи считают, что не вреден. К примеру, ночные приёмы пищи, как правило, умеренны, и желудку легче с ними справиться. Привыкая к небольшому количеству еды, пищеварительная система начинает работать лучше, а организм чистится от шлаков.

Мусульманский пост достаточно гибок и основан на том, что жизнь и здоровье человека - самое ценное для Бога. Поэтому если есть риск для вашего здоровья, держать пост не рекомендуется. В перечне на первом месте путники, беременные и кормящие женщины и дети (вообще, до семи лет, но имамы не рекомендуют растущему организму такой режим питания). Также нельзя держать пост болеющим людям - тем, кому нужно постоянно принимать лекарства и необходим нормальный режим дня и питания. Можно ли вам держать пост, должен определить лечащий врач. При этом путники и болеющие обязаны возместить пропущенные дни после окончания поста.

№5. Что такое ифтар и сухур?

Сухур, предрассветный приём пищи, и ифтар, вечернее разговение во время Рамазана, заменяют традиционное трёхразовое питание. Сухур совершают перед молитвой фаджр, до наступления рассвета. Ифтар - вечером после заката. При этом ночные приёмы пищи - обязанность постящегося мусульманина, они относятся к сунне пророка Мухаммада. Ежедневно перед тем как совершить пост, мусульмане произносят намерение приблизительно в следующей форме: "Я намереваюсь завтра (сегодня) совершить пост месяца Рамазан, ради Аллаха".

№6. Как войти в оразу, и что лучше есть во время вечернего приёма пищи?

Во время ифтара очень важно не объедаться. Потому что, во-первых, вам после него ещё желательно поспать (особенно если утром надо на работу), во-вторых, вам после него придётся молиться часа полтора, что затруднительно с полным желудком. Пророк Мухаммад разговлялся фиником и запивал его большим количеством воды. Врачи поддерживают этот способ питания и добавляют, что можно к финику съесть пару других сухофруктов - главное, их долго и тщательно пережёвывать. Они собьют зверский аппетит и тогда можно приступать к нормальному ужину. Любимый постящимися казахами бешбармак отменяется - врачи рекомендуют супы всех видов и в небольшом количестве. Во время ифтара жизненно необходимо больше жидкости - измождённый за день организм впитает её, как губка, восстанавливая водный баланс.

№7. Что лучше есть во время утреннего приёма пищи?

Утренний приём пищи должен насытить вас на как можно большее количество времени. Поэтому здесь можно и бешбармак, и плов, и другие сытные блюда, но только если вы после него не ляжете спать. В любом случае переедать тоже не стоит. Рекомендация врачей: на завтрак лучше есть кашу, даже если завтрак в четыре утра. Предпочтение отдаётся кукурузе и пшену - они перевариваются очень долго, насыщая организм необходимыми микроэлементами.

№8. Как минимизировать последствия жары и избежать обезвоживания?

К сожалению, с жарой невозможно ничего сделать, с обезвоживанием - тоже. Поэтому рекомендация врачей одна: постящиеся не должны проводить много времени на жаре, тем более на открытом солнце. Если уж улицы не избежать, держитесь в тени, обязательно наденьте головной убор и носите с собой бутылку воды - прополоскать рот и умыться, если почувствуете, что перегрелись. Из неё вам придётся и попить, если станет совсем плохо. Кондиционер и прохладный душ помогут вам остыть и продержаться до вечера. Главное, не переборщить, чтобы не простудиться. Ещё один совет, чтобы облегчить состояние днём: во время ифтара и сухура избегайте солёной и сладкой еды. Соль и сахар выводят из организма жидкость и усиливают чувства жажды и голода.

№9. Можно ли принимать лекарства во время поста?

Если вам необходим курс лечения, то проблему с принятием лекарств решит ваш врач. А если у вас заболела голова, то придётся подождать до заката, и только тогда принять таблетку. Любые лекарства должны попадать в организм с большим количеством воды, нельзя давиться таблетками всухую, тем более что так и до язвы недалеко.

№10. После каких сигналов организма следует немедленно прекратить пост?

Если кружится и нестерпимо болит голова, темнеет в глазах, не прекращается рвота, ноги не держат, а во всём теле ломота и нет сил - лучше сходить к врачу. Это может быть и временное явление - например, из-за перепадов давления в атмосфере. А может быть и признаком серьёзного заболевания. В любом случае, готовьтесь к тому, что все ваши хронические заболевания дадут о себе знать во время поста.

№11. Как выйти из поста, чтобы не навредить своему организму?

Здесь никаких особых рекомендаций нет, ведь ораза не голодание. Но существует основное правило, которого нужно придерживаться всегда, особенно когда дело касается еды. Это умеренность. Не стоит сразу же накидываться на обед из трёх блюд: ваша пищеварительная система может не выдержать такого праздника живота. Лучше взять себя в руки, разбить приёмы пищи на пять раз и приучить себя питаться правильно.