Способы закаливания солнцем. Здоровое питание

Использование солнечных лучей в качестве закаливающего и лечебного средства известно с времен глубокой древности. Этой процедурой широко пользовались Гиппократ, Гален, Цельс. А выдающийся таджикский врач Авиценна считал, что люди, подвергшиеся действию солнечных лучей, лучше предохранены от различных болезней, чем те, кто долгое время был лишен такой возможности.

Биологическое действие солнечных лучей на организм человека зависит от длины их волны. Инфракрасные лучи обладают ярко выраженным тепловым действием на организм. Из общего потока солнечной энергии достигает Земли 59% инфракрасных лучей. Они способствуют образованию дополнительного тепла в организме. В результате этого усиливается деятельность потовых желез и увеличивается испарения пота с поверхности кожи: происходит расширение подкожных суставов и возникает гиперемия кожи, усиливается кровоток, а это улучшает кровообращение во всех тканях организма. При приёме солнечных ванн не следует забывать о том, что инфракрасное облучение усиливает влияние на организм ультрафиолетовой радиации. Ультрафиолетовые лучи оказывают преимущественно химическое действие и очень слабое тепловое. Земли достигает только 1% ультрафиолетовой радиации из общего количества солнечной энергии. Тем не менее именно ультрафиолетовая радиация играет исключительно важную роль в жизнедеятельности всего живого на Земле.

Ультрафиолетовое облучение обладает большим биологическим эффектом: оно способствует образованию в организме витамина D, который обладает выраженным антирахитическим действием: ускоряет обменные процессы: под его влиянием образуются высокоактивные продукты белкового обмена — биогенные стимуляторы.

Воздействуя на организм, ультрафиолетовые лучи способствуют улучшению состава крови, обладают бактерицидным действием, повышая тем самым сопротивляемость организма по отношению к простудным и инфекционным заболеваниям: они оказывают тонизирующее действие практически на все функции организма. Все это говорит о том, что ультрафиолетовые лучи имеют исключительно важное значение для организма и разумное их использование оказывает закаливающий эффект, повышая его защитные силы.

Благодаря указанным выше особенностям влияния на организм солнечные лучи являются природным оздоровительным фактором, но их физиологическая активность столь велика, что превышение допустимых доз разрушительно действует на ткани организма.

Положительное воздействие солнечных лучей наступает только при умеренной дозе солнечной радиации. Установлено, что закаливающее действие солнечной радиации на организм проявляется уже при таких дозах облучения, которые еще не вызывают интенсивной пигментации кожи.

Под действием ультрафиолетового облучения возникает пигментация кожи. что, имеет защитное значение для организма. Пигментированная кожа снижает реактивность ее к повторным облучениям и защищает расположенные под ней ткани от инфракрасного облучения, тем самым препятствуя перегреванию всего организма .

Сужение и расширение кожных капилляров осуществляется мышцами капилляров. В ответ на получаемые извне холодовые и тепловые раздражения из центральной нервной системы к кожным капиллярам по сосудосуживающим и сосудорасширяющим (сосудодвигательным) нервам направляются соответствующие импульсы. В результате кровенаполнение кожи либо увеличивается и она отдает больше тепла в окружающую среду, либо уменьшается и теплоотдача понижается. Чем моложе ребенок, тем хуже проходят в его организме процессы терморегуляции, тем быстрее, при неблагоприятных условиях среды, он может переохладиться или перегреться. Это объясняется тем, что у детей поверхность кожи относительно массы тела (на 1 кг) больше, кожа, в частности ее роговой слой, тоньше, а просвет кожных капилляров шире, нежели у взрослых людей. При этом в связи с малой приспособленностью дотей младшего возраста передача раздражений к центрам и ответная реакция у них протекают замедленно и не в полную меру. Их организм часто не успевает быстро отреагировать и защитить себя от холода или жары. Поэтому маленьких детей приходится искусственно ограждать как от воздействия холода, так и от перегревания в целях предупреждения у них различных заболеваний. Закаливание в преддошкольном и дошкольном возрасте следует рассматривать как важнейшую составную часть физического воспитания детей. Лучшими средствами закаливания являются естественные силы природы: воздух, солнце и вода.

Под закаливанием понимают повышение сопротивляемости организма главным образом низким температурам, поскольку в возникновении ряда заболеваний играет важную роль охлаждение организма (болезни верхних дыхательных путей, воспаление легких, нефриты, ревматизм и т. п.).

Цель закаливания — выработать способность организма быстро изменять работу органов и систем в связи с постоянно меняющейся внешней средой. Способность организма приспосабливаться к определенным условиям внешней среды вырабатывается многократным повторением воздействия того или иного фактора (холода, тепла и т. п.) и постепенного повышения его дозировки. В процессе закаливания в организме ребенка происходят весьма сложные изменения. Клетки покровов тела и слизистых оболочек, нервные окончания и связанные с ними нервные центры начинают быстрее и целесообразнее реагировать на изменения окружающей среды. Все физиологические процессы в тканях и органах, в том числе расширение и сокращение кровеносных сосудов, протекают экономнее, быстрее и совершеннее. Кроме того, окрепшие под влиянием закаливания кожа и слизистые оболочки становятся менее чувствительными и проницаемыми для ряда болезнетворных микробов и их ядов, а способность организма к борьбе с уже проникшими в него микробами возрастает.

В результате закаливания ребенок становится менее восприимчивым не только к резким изменениям температуры и простудным заболеваниям, но и к другим инфекционным болезням. Закаленные дети обладают хорошим здоровьем, аппетитом, спокойны, уравновешенны, отличаются бодростью, жизнерадостностью, высокой работоспособностью. Однако всех этих результатов можно добиться лишь при правильном выполнении закаливающих процедур. Принципы закаливания

Чтобы получить положительные результаты от применения закаливающих процедур, необходимо соблюдать основные принципы:

  1. Постепенность увеличения дозировки раздражителя. Постепенность заключается прежде всего в том, что первые закаливающие процедуры должны как по своей силе, так и по длительности вызывать минимальные изменения в организме, и лишь по мере привыкания к данному раздражителю их можно осторожно усиливать. Закаливание лучше начинать в летнее время года, когда температура воздуха выше, чем в другие сезоны, и колебания ее не бывают резкими.
  2. Последовательность применения закаливающих процедур. К водным процедурам и солнечным ваннам можно переходить после того, как ребенок привык к воздушным ваннам, вызывающим меньшие изменения в организме; к обливанию не допускать детей прежде, чем они не привыкли к обтиранию, а к купанию в открытых водоемах — раньше, чем с ними не проведены обливания.
  3. Систематичность начатых процедур. Нельзя прерывать закаливающие процедуры без серьезных к тому оснований, так как при этом исчезают те приспособительные изменения, или «механизмы», которые вырабатываются в организме в процессе закаливания, и тем самым чувствительность его к внешнему раздражителю снова повышается.
  4. Комплексность. Специальные закаливающие процедуры не дают нужных результатов, если они не сочетаются с мероприятиями в повседневной жизни ребенка, направленными на укрепление его организма (прогулки на свежем воздухе, утренняя гимнастика, регулярное проветривание помещений и т. д.), и если они не проводятся комплексно. Так, воздушные ванны желательно сочетать с подвижными играми, физическими упражнениями и физической работой. Эти виды деятельности сопровождаются активными движениями, вызывающими потребность в глубоком дыхании, при котором площадь слизистых оболочек дыхательных путей, соприкасающаяся с воздухом, увеличивается. Кроме того, при движениях усиливается теплообразование, предупреждающее в прохладную погоду организм от переохлаждения. После того как ребенок привыкнет к воздушным ваннам, хорошо их объединить с солнечными и водными процедурами, а в летнее время — с купанием.
  5. Учет индивидуальных особенностей ребенка. Прежде чем начать закаливание, необходимо тщательно изучить физическое и психическое развитие каждого ребенка. На основании данных медицинского обследования, педагогических наблюдений, сведений, полученных от родителей, воспитатель составляет характеристику ребенка. При проведении закаливающих мероприятий в детских учреждениях всех детей по состоянию их здоровья делят на 3 группы.

Первая группа — практически здоровые дети, с которыми можно проводить полный комплекс закаливающих процедур.

Вторая группа — дети, с которыми закаливающие процедуры проводятся ограниченно. К ним относятся дети, предрасположенные к частым катарам верхних дыхательных путей, ангинам и другим простудным заболеваниям.

Третья группа — дети, которым в условиях массового проведения закаливающие мероприятия противопоказаны (имеющие острые или хронические воспалительные процессы — отиты, пиелиты и пиелонефриты и т. д., с пороком сердца; страдающие желудочно-кишечными заболеваниями).

  1. Активное и положительное отношение детей к закаливающим процедурам. Результаты закаливания во многом зависят от того, как относятся к нему дети. Страх перед процедурами и тем более насильственное их проведение не будут способствовать положительному воздействию их на организм. Важно так продумать и организовать проведение процедур, чтобы они вызывали у детей положительные эмоции.

В начале процедур на каждого ребенка заводят специальную карту, в которую воспитатель ежедневно заносит дату, температуру воздуха, воды, продолжительность процедуры, а также реакцию на нее ребенка.

Хороший сон, нормальный аппетит, бодрое настроение детей, а в дальнейшем улучшение их физического развития и здоровья будут свидетельствовать о положительном действии закаливающих процедур.

Закаливание воздухом

Воздух является наиболее доступным средством закаливания для всех детей в любое время года.

В атмосфере движение воздуха совершается интенсивнее, чем в помещении. Кожные покровы человека, находящегося вне помещения, подвергаются более сильным его влияниям, что вызывает непрерывную защитную работу сосудодвнгательвых механизмов (сужение или расширение кожных капилляров). В результате систематического пребывания на воздухе в организме ребенка вырабатывается способность быстро и целесообразно приспосабливаться к новым температурным условиям. Использование воздуха в оздоровительных целях начинается с хорошей вентиляции помещения, в котором находятся дети. Эффект закаливания воздухом тем больше, чем большая поверхность кожи подвергается его влиянию, поэтому необходимо стремиться к тому, чтобы дети приучались ходить в теплую погоду и в облегченной одежде. Большое влияние на укрепление организма детей оказывают прогулки на свежем воздухе. В летнее время, когда температура воздуха в тени достигает 18—20°, вся жизнь детей (исключая ночной сон) должна переноситься на участок. Только в очень жаркие дни, при температуре воздуха 30° и выше, маленьких детей лучше держать в помещениях с открытыми окнами, так как в это время температура в помещении несколько ниже, чем на открытом воздухе. На свежем воздухе дети всех возрастных групп спят во все сезоны года: в теплое время года — весь день, в холодное время малыши спят в безветренную погоду (дети 2—3 месяцев при температуре не ниже — 5°, 4—12 месяцев — 10°, от года до 7 лет —15°).

Длительность сна на воздухе для детей первого года жизни постепенно увеличивается с 15—20 мин (дети засыпают на воздухе, а затем их уносят в помещение) до 1 ч 30 мин. Дети от года до 7 лет спят на свежем воздухе в течение всего дневного сна, полагающегося им по режиму. Для проведения дневного сна на воздухе можно использовать застекленные и открытые веранды и навесы на участке.

Воздушные ванны начинают проводить с детьми двухмесячного возраста. В теплую погоду их проводят в местах, защищенных от ветра и прямых солнечных лучей: на открытых верандах, террасах, специально оборудованных площадках под навесом или в тени деревьев, в лесу, на берегу реки или моря. Во время воздушной ванны на тело ребенка действуют температура, влажность и скорость движения воздуха, а в весенне-летний период — еще и отраженные, рассеянные солнечные лучи.

Воздушные ванны хорошо сочетать с массажем, пассивной и активной гимнастикой, подвижными играми, работой в саду и на огороде (старшие дошкольники). Образующееся в организме ребенка при движениях и трудовой деятельности тепло предохраняет от переохлаждения и простудных заболеваний.

Дети старше года вначале принимают воздушные ванны в майках, трусах и легкой обуви, по мере закаливания — в трусах и, если позволяют условия, босыми. Минимальная и максимальная продолжительность воздушных ванн, а также минимально допустимая температура воздуха зависят от возраста, индивидуальных особенностей и степени закаленности ребенка. Продолжительность воздушных ванн каждые 3—4 дня увеличивают на 2—3 мин и постепенно доводят до максимально допустимой.

Закаливание солнцем

Лучистая энергия солнца оказывает огромное влияние на жизнедеятельность организма. Солнечные лучи, кроне видимых, с длиной волны от 390 до 760 ммк, содержат невидимые лучи: инфракрасные (длина волны больше 760 ммк) и ультрафиолетовые (длина волны около 390 ммк). Эти последние лучи главным образом и оказывают биологическое влияние на живой организм. Под воздействием солнечных лучей химические и биологические процессы в клетках и тканях ускоряются, общий обмен повышается, слой эпидермиса утолщается, особенно за счет увеличения количества пигментных клеток, которые при этом начинают усиленно вырабатывать красящее вещество меланин. Под влиянием ультрафиолетовых лучей в подкожном жировом слое из провитамина D (дегидрохолестерина) вырабатывается активный витамин D. Изменяется и общее состояние организма, улучшаются настроение, сон, аппетит, повышаются работоспособность и общая сопротивляемость организма к различного рода заболеваниям. Однако солнечные лучи оказывают благоприятное влияние на организм только при правильном их использовании, в противном случае они могут причинить вред, вызвать тяжелые ожоги, заболевание глаз, обострение некоторых болезней (туберкулез легких, базедова болезнь, желудочно-кишечные расстройства). Даже при кратковременном действии солнца на коже детей, не привыкших к нему, может появиться покраснение (эритема) или ожог первой степени, при более длительном его действии могут образоваться пузыри (ожог второй степени) и даже омертвение кожи (ожог третьей степени). Солнечные ожоги кожи даже первой степени, особенно если они обширны, сопровождаются общей болезненной реакцией: может повыситься температура тела, появиться озноб, вялость, головная боль, тошнота. Поэтому солнечные ванны надо проводить осторожно, с учетом состояния здоровья детей, увеличивая каждый день на 1 мин время пребывания их на солнце: с 4 до 20—30 мин детям 2—3 лет до 30—40 мин ребенку 3—7 лет.

Солнечные ванны детям старше 2 лет проводят в утренние часы при температуре воздуха в тени не ниже 20 и не выше 32° на специальных площадках. На время солнечных ванн все тело ребенка, кроме головы, обнажают, а на глаза надевают очки с темными стеклами, защищающими от солнца. При приеме солнечных ванн дети ложатся на индивидуальные подстилки или топчаны ногами к солнцу. Для равномерного облучения всего тела ребенок должен сделать через одинаковые промежутки времени четыре оборота. После солнечной ванны хорошо провести обтирание водой, а тем, кому можно (первая группа),— обливание пли купание в открытом водоеме. Все дети во время приема солнечных ванн должны находиться под постоянным наблюдением воспитателя и медицинского персонала.

При малейшем ухудшении самочувствия (вялость, беспокойство, сильное покраснение лица и тела и т. д.) ребенка переводят в тень, в случаях появления сыпи на коже, бессонницы, головной боли солнечные ванны отменяются.

Курс солнечных ванн не должен превышать 25—30 за лето, для детей второй группы рекомендуется 20 ванн, с предельной продолжительностью 15—20 мин каждая.

Детям до двух лет, а также тем, которые страдают острыми заболеваниями желудочно-кишечного тракта, воспалением почек, пороками сердца, базедовой болезнью, малокровием, рекомендуются не солнечные, а световоздушные ванны.

Дети старше 1,5 года принимают ванны в трусах и легкой обуви или босиком. Во время процедуры они могут бегать, играть, заниматься гимнастикой или работать на участке.

Световоздушные ванны лучше проводить утром, от 8 до 10 ч, в тени под деревьями, тентом, навесом, в местах, защищенных от ветра. Общее число ванн в летний сезон ограничивается 25—30 процедурами.

Водные процедуры

Водные процедуры могут быть местными процедуры (yмывание, ножные ванны, обтирание или обливание до пояса) и общими (обтирание и обливание всего тела, купание в бассейнах, открытых водоемах). Их начинают с таких температур воды, которые не вызывают большого напряжения терморегуляционных механизмов ребенка (28—36°), и проводят тогда, когда тело его не переохлаждено и не перегрето.

Водные процедуры имеют перед воздушными и солнечными ваннами то преимущество, что их можно легко дозировать. При обливании водой, купании в открытых водоемах на тело человека оказывает влияние не только температура, но и давление воды, а при приеме солевых, хвойных ванн, купании в море, лечебных источниках — еще и химический ее состав. Обтирание кожи после любой водной процедуры сухим, полотенцем обеспечивает хороший ее массаж, способствует лучшему кровенаполнению, а следовательно, и питанию. Так как водные процедуры являются возбуждающим и тонизирующим средством, их следует проводить после утреннего или дневного сна.

Умывание, которое ежедневно проводят по утрам с гигиенической целью, при определенной организации может оказать на детей и закаливающее влияние. Для этого температуру воды при умывании постепенно (через каждые 2—3 дня) снижают на 1° и доводят ее для детей от 2 до 3 лет — до 16°, для детей 3 лет и старше — до 14°.

Детям до 2 лет обычно моют лицо и кисти рук, 2—3 лет, кроме этого, шею и руки до локтя, от 3 лет и старше при умывании можно обмывать и верхнюю часть груди.

Ножные ванны являются хорошим средством закаливания. Как известно, переохлаждение ног нередко приводит к простудным заболеваниям, так как при сильном их охлаждении рефлекторно сужаются кровеносные сосуды носоглотки, вследствие чего питание слизистых оболочек носа и зева ухудшается, а жизнедеятельность микробов, всегда находящихся там, увеличивается. Ножные ванны способствуют закаливанию всего организма. Кроме того, ежедневные ножные ванны снижают потливость ног, являются профилактикой против плоскостопия. Закаливание ног можно проводить в любых условиях, обливая их либо из лейки, либо погружая в таз с водой, температура которой постепенно, через каждые 3—4 дня, снижается на 1° и доводится с 36 до 20° для детей от 1,5 до 3 лет и до 18—16 для детей 4—7 лет. Можно проводить и контрастные ножные ванны. При этом ребенку поочередно поливают ноги из двух леек, в одной температура воды все время остается постоянной (36°), в другой температура воды через каждые 2—4 дня понижается на 1—2° и доводится с 35 до 18°. Обливают стопы и голени ребенка. Продолжительность процедуры для детей дошкольного возраста —3—5 мин. Во время ножных ванн ребенок все время производит движения ногами; топтание на месте, сгибание и разгибание пальцев. Ножные ванны оказывают наилучший эффект в тех случаях, когда ноги детей в начале процедуры не холодные, а теплые (например, после утреннего или дневного сна).

Обтирание можно начинать с трехмесячного возраста. Детям первого года жизни, а также ослабленным детям старшего возраста перед обтиранием водой в течение 1—2 недель следует проводить сухое растирание кожи чистой мягкой материей до слабого покраснения.

Для проведения обтирания следует все приготовить заранее, чтобы дети в обнаженном виде не ждали процедуры. Мальчиков и девочек после 3 лет обтирают отдельно.

Рукавички из мягкой материи, которыми обтирают детей, кладут в большой таз, наливают воду нужной температуры. В воду добавляют морскую или поваренную соль (2 столовые ложки на ведро). После обтирания хорошо смоченной рукавичкой тело ребенка сразу же растирают сухим банным полотенцем. С 5—7 лет детей приучают обтираться самостоятельно, помогая им смочить рукавичку и обтереть спину. Рукавички после употребления кипятят и сушат.

Закаливание солнцем является полезной для здоровья процедурой и осуществляется как в холодный сезон зимой, так и в теплое летнее время года при отсутствии противопоказаний. Солнечные ванны благотворно влияют на работу организма и улучшают физическое состояние человека. Если выработать в себе привычку заниматься спортом на природе, то за короткий промежуток времени можно повысить ослабленный иммунитет, наладить выработку гормона счастья в головном мозге и улучшить состояние кожи.

Чем полезно и чем вредно закаливание солнцем?

Солнечное закаливание является профилактикой множества заболеваний, связанных с кровеносной, эндокринной, гормональной системой организма человека. Процедура необходима для выработки витамина D, который отвечает за усвоение фосфора и кальция. Однако данные средства лечения – это не панацея, а лишь альтернативный способ помочь оргазму решить ряд проблем, так или иначе связанных со здоровьем и плохим самочувствием.

Какое влияние оказывает закаливание солнцем на организм

  1. Следите за весом не выходя за рамки допустимых пределов! Солнечные ванны вкупе с физическими упражнениями приносят только пользу и быстро решают проблемы немного повышенного индекса массы тела от 19%.
  2. Профилактика заболеваний крови, болезни почек отступают!
  3. Солнечные ванны – это превосходный косметический эффект для кожи, так как ультрафиолет является своеобразным антисептиком и «выжигает» акне.
  4. Закаливание солнцем – это избавление от мигрени – доказано научным путем в ходе многочисленных исследований.
  5. Стимуляция работы сердечной мышцы.
  6. Укрепление иммунитета.
  7. Повышение сексуальной активности.
  8. Жиры расщепляются быстрее, а белки лучше усваиваются.
  9. Отличное настроение и выработка гормона счастья.
  10. Для человека положительная реакция на закаливание солнцем имеет огромную научную обоснованность. Еще Гиппократ рекомендовал ослабленным людям как можно чаще бывать на солнце, чтобы укрепить свое здоровье.

Правила закаливания солнцем не позволяют выполнять упражнения лицам, которые:

— имеют очень серьезные болезни системы крови, болезни почек;

— противопоказанием для закаливания солнцем является онкология;

— жалуются на аллергические реакции при воздействии солнечных лучей – повышенная чувствительность ультрафиолетовым лучам или фотодерматоз, фотодерматит;

— состоят на учете в туберкулезном диспансере;

— имеют острые воспалительные процессы, повышенную температуру тела;

— болеют ревматизмом, малокровием;

— ожидают появление малыша, особенно на поздних сроках беременности.

Что происходит в момент загорания в организме?

Закаливание, используя солнечные ванны, улучшает сопротивляемость организма вредным бактериям, которые вызывают различные заболевания. Повышение иммунитета ребенка или взрослого – основные показания для проведения процедуры, способствующей повышению общего и местного иммунитета. Так, в процессе воздействия солнечных лучей на тело человека запускается активация работы организма, ткани получают достаточный объем солнечного питания для выработки витаминов, кровь насыщается микроэлементами, а кожный покров дезинфицируется и очищается. Приятное с полезным – это красивый загар, но только если соблюдать основные правила. Загорайте для здоровья, для контроля веса и улучшения самочувствия!

Правила и принципы закаливания солнцем

Самое лучшее время для закаливания солнцем – это утренние часы, когда воздействие ультрафиолетовых лучей на человека еще не достигло своего максимума. В самое пекло – обед, можно получить ожог или тепловой удар, а вечером не удастся полноценно отдохнуть из-за общей усталости после интенсивного рабочего дня. Собственная карта стресса поможет подобрать идеальное время для улучшения своего здоровья, самочувствия и внешнего вида.

Проводя процедуру закаливания воздухом, солнцем стоит располагаться непосредственно к прямому воздействию солнца, начинают упражнения с 10-15 минут пребывания на улице. Кстати, процедуру следует выполнять в тихой спокойной местности, желательно в экологически чистых зонах. Данным типом отдыха можно разнообразить пребывание в воде, купание в прудах, на речке, в открытом бассейне, упражнение только должно приносить удовольствие, а не рассматриваться как очередная необходимость.

Закаливание организма солнечным облучением (солнечные ванны) постепенно увеличить до трех часов. Каждый час нужно делать небольшие перерывы на отдых, чередуя свет и тень. Расслабьтесь после каждого курса и примите прохладный душ. Принимать солнечные ванны необходимо после неплотного перекуса пищи.

Основные правила закаливания солнцем

Процедура оказывает на организм благотворное, лечебное действие, но имеет ряд противопоказаний и осторожностей, поэтому не стоит забывать про риски, связанные с неправильным подходом в организации закаливания. Если Вы сомневаетесь, о том, с какой температуры необходимо начинать закаливание солнцем, то придерживайтесь принципа «собственного комфорта». Для кого-то прохлада утренних часов является самой приятной и удобной, а другие не представляют свой комфорт без прогретого солнцем воздуха. Важно: закаляйтесь только до 11 часов утра, спустя 30 минут после принятия пищи, не спите во время процедуры, правильно дозируйте объем энергии.

Закаливание солнцем в зимнее время

Летнее закаливание создаст хороший запас витамина D, которого хватит на целый год вперед. При большом недостатке витамина можно обратиться к врачу, чтобы он выписал препараты с содержанием микроэлемента.

Что важно знать о закаливании солнцем?

Оптимальное летнее закаливание – это солнечные ванны, которые не навредят, а помогут организму справиться с нагрузкой. Нужно помнить про противопоказания и основные правила закаливания, которые подробно описаны в данной статье. Наслаждайтесь теплой летней погодой на улице, на берегу озера, но не переусердствуйте со стремлением быть красивым и здоровым.

Как уже отмечалось, солнечные, и прежде всего ультрафиолетовые, лучи благотворно действуют на организм. Под их влиянием повышается тонус ЦНС, улучшается защитная функция кожи, активизируется деятельность желез внутренней секреции, улучшается обмен веществ и состав крови, в коже образуется витамин D. Все это положительно сказывается на работоспособности и настроении человека. Кроме того, солнечный свет оказывает губительное действие на болезнетворные микробы.

Положительное действие солнечные лучи оказывают лишь при определенных дозах солнечной радиации. Неумелое пользование солнцем вместо пользы может нанести непоправимый вред -- вызвать серьезные расстройства нервной, сердечно-сосудистой и других систем организма.

Солнечные лучи -- сильнодействующее средство, которым нельзя злоупотреблять. Только постепенное привыкание к солнцу и разумная дозировка солнечной энергии способны укрепить организм и повысить работоспособность. При некоторых заболеваниях (туберкулез легких, острые воспалительные процессы, злокачественные новообразования и др.) закаливаться солнцем нельзя.

Закаливание солнцем -- это прием солнечных ванн, хотя, строго говоря, это воздушно-солнечные ванны, так как организм подвергается действию и солнца и воздуха.

Целесообразно начинать закаливание солнцем с первых теплых дней и продолжать его на протяжении всего лета. Если прием солнечных ванн начинается с запозданием-- в середине лета, то их продолжительность следует увеличивать особенно осторожно. Необходимо также проявлять осмотрительность при переезде летом с севера на юг, а также при закаливании в горах, где интенсивность солнечной радиации вследствие отражения света от снега и ледников более высокая.

Солнечные ванны лучше принимать утром, когда земля и воздух менее нагреты и жара переносится легче. Летом в южных районах нашей страны следует загорать с 7 до 10 ч, в средней полосе -- с 8 до 11 ч, на севере -- с 9 до 12. Весной и осенью лучшее время для солнечных ванн -- с 11 до 14 ч.

Солнечные ванны можно принимать в любом месте, доступном солнечным лучам и защищенном от резкого, порывистого ветра. Желательно закаливаться за городом около водоемов, так как там температура воздуха несколько ниже и его подвижность больше -- все это улучшает отдачу тепла. К тому же после облучения можно принять водные процедуры.

Закаливание солнцем можно осуществлять на специально оборудованных площадках -- соляриях. Они должны располагаться в хорошо инсолируемых (доступных солнечным лучам) местах, открытых для движения воздуха. В благоустроенном солярии имеются площадка для солнечных ванн, места для отдыха в тени, кабины для переодевания, душ, буфет, уборные, помещения для медицинского и административного персонала и т. п.

Закаливаться солнцем можно лежа и в движении. Лучше всего принимать солнечную ванну, расположившись на топчане или подстилке, ногами к солнцу. Голова защищается светлым головным убором или зонтом. Не рекомендуется обвязывать голову полотенцем, косынкой, надевать резиновые купальные шапочки -- это затрудняет испарение пота, препятствует охлаждению головы.

Во время солнечной ванны рекомендуется чаще менять положение. Принимая солнечные ванны, не рекомендуется спать: во сне невозможно учесть длительность пребывания на солнце и можно получить сильные ожоги. Появившийся пот следует вытирать, так как на влажной коже быстрее возникают ожоги. После процедуры рекомендуется немного отдохнуть, принять душ или выкупаться.

Особое внимание необходимо уделить правильному дозированию солнечных ванн. Для этого обычно применяются два способа: минутный и калорийный. Минутный способ используется для закаливания здоровых людей. Начинают с 5--10-минутного пребывания на солнце в зависимости от времени года и интенсивности солнечной радиации, а затем каждый раз увеличивают продолжительность процедуры на 5--10 мин и постепенно доводят до 2--3 ч с 15-минутными перерывами в тени после каждого часа облучения.

Калорийный способ более точный. Время солнечной ванны при нем зависит от количества тепловых единиц (калорий), приходящихся на 1 см2 поверхности тела. Для их определения применяют прибор актинометр, измеряющий интенсивность солнечной радиации, или специальные таблицы, показывающие время, необходимое для получения дозы солнечной радиации в различное время дня и года. Одна биологическая доза солнечной радиации составляет 5 кал/см2 и принимается в качестве исходной при закаливании в средней полосе и на юге СССР. По мере закаливания ее увеличивают и доводят до 100--120 кал/см2 в день. На пляжах и соляриях дозировка солнечных ванн осуществляется с помощью звуковой сигнализации, отмечающей каждую биодозу. Зная количество необходимых биодоз в данный день, можно точно контролировать время пребывания на солнце.

При неумелом пользовании солнцем может произойти перегревание организма, а на коже появятся ожоги. Перегревание может привести к тепловому или солнечному удару.

Солнечный ожог представляет собой воспаление кожи, вызываемое в основном ультрафиолетовыми лучами. Обычно спустя 4--8 ч после чрезмерного облучения на коже появляется краснота и припухлость, сопровождающиеся резкой болью, жжением. Образующиеся при распаде обожженных клеток токсические вещества оказывают неблагоприятное влияние на весь организм: появляется головная боль, недомогание, снижается работоспособность. Пораженные места следует обтирать одеколоном, прикладывать к ним чистые салфетки, смоченные 2 %-ным раствором марганцовокислого калия, а также смазывать вазелином.

Человек не всегда может получить необходимую ему солнечную радиацию. Для наиболее биологически активной части солнечного излучения -- ультрафиолетовой радиации характерны значительные сезонные колебания, осенью и зимой ее интенсивность резко снижается. Кроме того, количество ультрафиолетовой радиации во многом зависит от таких метеорологических факторов, как число ясных дней в году, величина облачности, количество часов солнечного сияния.

В больших городах и крупных промышленных центрах ультрафиолетовые лучи задерживаются пылью и дымом, находящимися в атмосфере. Обычные оконные стекла также не пропускают ультрафиолетовые лучи, поэтому наше жилище, образно говоря, пребывает в "биологической тьме".

В зимнее время года поверхность тела, подвергающаяся облучению, заметно уменьшается за счет одежды (летом открытые участки составляют 11 --12% всей поверхности тела, а зимой -- только 5--7%). Понятно, что даже в средних широтах, не говоря уже о северных районах СССР, организм человека испытывает недостаток ультрафиолетовых лучей.

Для компенсации естественной ультрафиолетовой радиации в профилактических целях широко используются различные искусственные источники ультрафиолетовых лучей. Они применяются для облучения детей, жителей северных районов и тех профессиональных групп, чья трудовая деятельность проходит без солнца (работники горнодобывающей промышленности, метрополитена и др.). Как показали многочисленные наблюдения, систематические ультрафиолетовые облучения оказывают общеукрепляющее действие, повышают работоспособность, являются хорошим профилактическим средством в борьбе с рядом инфекций.

Наиболее распространенными источниками ультрафиолетовой радиации являются ртутно-кварцевые лампы (ПРК-7, ПРК-4, ПРК-2), образно называемые "искусственным солнцем". Эти лампы имеют некоторые недостатки: их излучение характеризуется большой мощностью и содержит коротковолновые ультрафиолетовые лучи, не встречающиеся в солнечном спектре, -- человек не имеет к ним защитных механизмов. В связи с этим облучение с помощью ртутно-кварцевых ламп можно проводить только в специально оборудованных помещениях -- фотариях, под постоянным наблюдением медицинского персонала. При облучении в фотариях обнаженные люди располагаются около источников ультрафиолетовой радиации. Во время сеансов необходимо применять специальные очки для защиты глаз от коротковолновых ультрафиолетовых лучей и строго соблюдать установленную дозировку облучения. Фотарии должны быть оборудованы приточно-вытяжной вентиляцией, обеспечивающей 4--5-кратный обмен воздуха в час.

Стремясь сделать ультрафиолетовое облучение более естественным, советские светотехники и гигиенисты создали новый источник ультрафиолетовой радиации -- эритемную люминесцентную лампу типа ЛЭ-15 и ЛЭ-30. Эритемной она называется потому, что ее излучение обладает способностью, так же как ультрафиолетовое излучение солнца, вызывать временное покраснение кожи (эритему), а люминесцентной -- оттого, что устроена примерно так, как обычная лампа дневного света, а отличается от нее сортом стекла колбы и составом люминофора.

Излучение люминесцентных эритемных ламп содержит самые необходимые для человека длинноволновые ультрафиолетовые лучи (от 280 до 380 нм), а интенсивность излучения в ультрафиолетовой области значительно меньше, чем у ртутно-кварцевых ламп. Все это позволяет применять эти источники в любом помещении, создавая ультрафиолетовую облученность, подобную той, какая возникает в естественных условиях.

Использование эритемных ламп для обогащений светового потока ультрафиолетовыми лучами в различных помещениях (предприятия, школы, детские сады, больницы) в осенне-зимний период года является эффективным средством профилактики светового голодания. Такие облучения способствуют укреплению здоровья, улучшению самочувствия, совершенствованию защитных сил организма. Подробные данные о применении искусственных источников ультрафиолетовой радиации в гигиенических целях приводятся в "Указаниях по профилактике светового голодания у людей" № 547--65 Министерства здравоохранения СССР.