Когда первый день рамадан. Рамадан

(турецк. Рамазан) является одним из самых почитаемых у мусульман и требует строгого соблюдения поста. Наступает Рамадан в девятый месяц мусульманского лунного календаря.

Мусульмане веруют , что первые стихи Корана были открыты пророку Мухаммеду в месяц Рамадан, когда он находился в духовном уединении в расположенной в окрестностях Мекки пещере Хира.

Рамадан является частью лунного календаря и началом его считается появление луны. Как известно, лунный календарь на 11 дней короче Григорианского календаря, поэтому каждый год Рамадан начинается на 11 дней раньше, чем в предыдущем году.

В одних мусульманских странах первый день Рамадана определяется астрономическими вычислениями, а в других — непосредственным наблюдением за Луной или свидетельствами авторитетных мусульманских богословов. Ислам допускает обе возможности, в связи с чем дата начала религиозного праздника в разных странах может отличаться.

По данным астрономических вычислений, в 2015 году первый день мусульманского поста в месяц Рамадан придется на 18 июня.

Пост (арабск. саум, перс. руза, тюркск. ураза) в лунном месяце Рамадан является одним из пяти cтолпов ислама - столь важным, что мусульмане верят: за тех, кто не успел восполнить до своей кончины пропущенные дни поста, должен компенсировать их опекун (или потомки), ибо за ними - не возданный долг Аллаху. Пост позволяет каждому мусульманину укрепиться в своей вере и самодисциплине, точно следуя наказам Аллаха.

От рассвета до захода солнца постящийся воздерживается от всех видов разговения (еды, питья, курения, половой близости и др.) и стремится сохранять свой язык от сквернословия, а душу — от нечистых помыслов.

С заходом солнца мусульмане прерывают свой пост. Вечерний обряд разговенья называется ифтар; вечернее разговенье — благословенное время, поэтому на него стараются пригласить родственников, близких друзей и соседей и считается, что мусульманин, устроивший угощение, может рассчитывать на прощение грехов и место в раю. Часто на ифтар приглашается мулла.

Во многих странах ифтар подается в мечетях и готовят его сами верующие, чтобы вместе отведать угощений.

Пост в Рамадан разрешается не соблюдать только беременным и кормящим женщинам, тяжело больным, детям, людям, которые заняты на тяжелых работах или находятся в это время в пути, воинам, которые участвуют в боевых действиях. Однако эти причины не освобождают их полностью от выполнения поста, его нужно будет соблюсти в другое время.

К Рамадану мусульмане всего мира готовятся задолго до его наступления: женщины запасаются едой и продуктами, мужчины заняты покупкой подарков для встречи праздника.

Во время Рамадана мусульмане уделяют большую часть времени чтению Корана и поминанию Аллаха (зикр). Кроме ежедневных пяти молитв, каждую ночь поста совершают дополнительную молитву-намаз (таравих) после пятой молитвы.

Мусульмане верят в то, что Аллах может простить грехи человека, если он проводит время в чтении молитв и совершает богоугодные поступки, например, помогает нуждающимся, жертвует средства на благотворительные цели. По легенде, Аллах также освобождает какое-то число душ умерших из ада.

Во время Рамадана мусульманам надлежит щедро раздавать садака (добровольные пожертвования) и закят (обязательную милостыню). Садака не обязательно означает денежное подаяние. Это может быть добрый поступок — к примеру, помощь ближнему — поступок, который верующий совершает во имя Аллаха, не ожидая, таким образом, награды со стороны человека, которому он помог.

Долг каждого мусульманина сделать небольшой взнос , называемый закят-уль-фитр, до окончания Рамадана. Собираемые деньги идут самым бедным и нуждающимся так, чтобы и они наравне со всеми могли принять участие в празднествах разговения Ид аль-Фитр. Большинство мусульман во время Рамадана щедро раздают закят, поскольку верят в то, что воздаяние за него в этот месяц возрастает.

Первая декада месяца олицетворяет принятие милости всевышнего, вторая — очищение от греха, а третья знаменует спасение от геены.

Особенно важной в месяц Рамадан считается ночь 27-го числа — "Лейлат аль-кадр" ("ночь могущества" или "ночь предопределения"), когда Аллах решает судьбы людей.

Последние десять дней Рамадана являются самыми священными, поэтому мусульмане проявляют еще большее усердие в актах поклонения. В эти дни многие мужчины совершают итикаф (духовное уединение), проводя это время в мечети.

Завершение месяца Рамадан и поста ознаменовывается вторым по значению из мусульманских праздников — Ид аль-Фитр (в переводе с арабского — праздник разговения; по-тюркски - Ураза-байрам), начинающегося с заходом солнца в последний день Рамадана и продолжающегося 1-го и 2-го числа следующего месяца шавваль.

Начинается он с чтения молитвы-намаза под руководством имама. После завершения молитвы имам просит Аллаха принять пост, простить грехи и дать благоденствие. Далее приступают к праздничной трапезе и раздаче милостыни бедным, а также посещают могилы предков. За совместными молитвами и проповедями часто следуют различные празднества: дети принимают участие в играх, всем желающим раздаются сладости, на улицах выступает театр и всюду слышны песни и радостные возгласы.

Во время Рамадана в мусульманских странах заметно снижается деловая активность, уменьшается рабочий день, усиливаются религиозные настроения; повседневная жизнь смещается на вечернее и ночное время суток.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Сегодня 28 июня 2014 года - первый день месяца Рамадан, то есть с сегодняшнего дня нужно соблюдать пост (уразу).

Ежегодно за несколько дней до начала поста(уразы) месяца Рамадан мусульмане всего мира задают один и тот же вопрос:

Когда начинается пост Рамадана в этом году?

2014 год, наверняка, не станет исключением, поэтому заранее хотим разместить информацию о том, когда начинается Рамадан (Рамазан) в 2014 году .

Итак, согласно предварительным астрономическим расчетам в 2014 1 рамадана наступает 28 июня 2014 года.

Обратите внимание 28 июня – это первый день, когда уже следует соблюдать пост, то есть воздерживаться от еды, питья и других запретов в течении светового дня.

Данные взяты с международного портала Islamicfinder.

Но, следует заметить, что определение начала месяца Рамадан – основано на наблюдении за Луной, а так как видимость Луны в разных регионах Земли немного отличается, то возможны небольшие различия в наступлении первого дня месяца Рамадан в разных странах мира.

Дополнительно небольшая статья о том, что такое пост в месяц Рамадан и как соблюдать пост в Рамадан .

Известно, что пост в течении всего месяца Рамадан был введен в 624 году, непосредственно во время Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует).

В Священном Коране имеется множество упоминаний об обязательности соблюдений поста в месяц Рамадан.

"О те, которые уверовали! Предписан вам пост, так же как он предписывался тем, кто был до вас, - может быть, вы будете богобоязненны!"
Коран, сура 2 «Аль-Бакара», 183 аят.

Соблюдение поста в этот месяц очень важно для мусульман. Как известно, пост в месяц Рамадан – является одним и 5 столпов Ислама, то есть одной из основ религии, идущей после Веры в Аллаха и соблюдений ежедневной пятикратной молитвы.

Основная цель поста в месяц Рамадан – это соблюдение этого поста ради довольства Аллаха, так как соблюдая пост, человек показывает Всевышнему, что готов отказаться от различных благ ради Бога.

Кроме того, человек начинает ценить, то что у него есть, пересматривает свое отношение даже к простым в обычное время вещам (типа воды и еды), но таким приятным после длинного для голоа.

Также пост в месяц Рамадан способствует физическому и духовное самовоспитанию, воспитывает силу воли в человеке.

Кто должен соблюдать пост в месяц Рамадан?
Мусульмане, достигшие возраста совершеннолетия и имеющие для этого физическую способность.
Подробнее о том как и кому нужно соблюдать пост Рамадана читайте в книгах посвященных посту.

Надо четко понимать что пост длится не 3-5 или 9 дней, срок поста это весь месяц Рамадан (месяц может длиться 30 или 29 дней).

Основа поста – это отказ от пищи, еды и интимных отношений и некоторые другие действия в светлое время суток (от Фаджра до Магриба). Но важен не только отказ от пищи и воды, но и постараться в духовном плане стать немного лучше.
Благие дела, такие как молитвы, поминания Аллаха, чтения Корана, благотворительность, просьба Всевышнего о помощи в месяц Рамадан имеют более высокую ценность.

Завершается пост месяца Рамадан – праздником – Ид аль фитр (Ураза-Байрам). В это время мусульмане совершают праздничную молитву, раздают милостыню (закят-аль фитр), посещают родственников.

Если Вам будут нужны оригинальные

23 983

Шариатская редакция:

Гамет Сулейманов — выпускник факультета хадисоведения Исламского Университета г. Медины (Саудовская Аравия)

Шабан Улуханов — выпускник факультета исламского права Исламского Университета г. Медины (Саудовская Аравия)

Вступление

بسم الله الرحمان الرحيم

Ислам — религия мудрости и справедливости. Всё, что приказывает эта религия, является добром и справедливостью. Так же, как все то, что запрещает эта религия, является злом и нечестием. Из того, к чему призывает эта благородная религия, — сплоченность и единство мусульман.

Всевышний Аллах говорит: «И не будьте в числе многобожников, в числе тех, которые внесли раскол в свою религию и стали сектами, каждая из которых радуется тому, что имеет» (Коран, 30:31-32). Данные слова Всевышнего Аллаха указывают нам на то, что разобщенность и сектанство являются отличительными качествами многобожников. Более того, всем известно, что единство и сплоченность есть сила, тогда как разобщенность и сектанство ведет к слабости и уязвимости.

Посему Всевышний Аллах приказывает нам: «И не препирайтесь, а не то вы падете духом и лишитесь сил» (Коран, 8:46).

Однако, ни для кого не является секретом, в какие большие разногласия впадают мусульмане по причине определения начала и завершения священного месяца Рамадан. Некоторые следуют официальному решению муфтията в их странах, другие ориентируются на Мекку и Саудовскую Аравию или другие мусульманские страны.

Есть и такие, которые игнорируют всех, и сами ведут наблюдения за месяцем, а затем начинают и завершают месяц Рамадан на основе своих наблюдений. В результате, среди мусульман одной страны вспыхивает множество разногласий и споров.

Особенно горячие споры вспыхивают в конце Рамадана по случаю определения дня праздника Ид аль-Фитр.

Те мусульмане, которые не следуют муфтияту и большинству в своих странах, бывают вынуждены совершать праздничный намаз раздельно от всех, часто в квартирах и других помещениях. Более того, обе группы мусульман начинают порицать и обвинять друг друга в большом грехе.

Первая группа говорит: «Вы являетесь грешниками, так как разговляетесь намеренно в Рамадан» . Другая же группа говорит первой: «Как вы можете поститься в праздничный день, тогда как Пророк (мир ему и благословение) запретил поститься в этот день?! Вы грешники и сектанты, т.к. разделяете мусульман» .

Однако, каково решение данной проблемы с точки зрения Ислама? Чтобы найти ответ на данный вопрос, нам надо будет рассмотреть правовое положение некоторых вопросов, связанных с наступлением и завершение месяца Рамадан.

Просим Всевышнего Аллаха облегчить для нас это!

Как определяется начало и конец месяца Рамадан в Исламе

Чтобы понять лучше, как определяется начало и конец Рамадана, было бы хорошо сказать несколько слов у мусульманском лунном календаре.

Год в мусульманском календаре состоит из 12 лунных месяцев, как об этом сообщил нам Всевышний Аллах:«Воистину, число месяцев у Аллаха — двенадцать. Так было записано в Писании в тот день, когда Аллах сотворил небеса и землю» (Коран, 9:36).

Мусульманские месяцы состоят из 29 или 30 дней, и посему мусульманский год содержит около 354 дней. Начало месяца в мусульманском календаре определяется при появлении нового полумесяца в небе.

Таким образом, наступление месяца Рамадан определяется по обнаружению в небе молодого месяца в ночь 29-го шабана (название мусульманского месяца, предшествующего рамадану) .

По этому поводу Всевышний Аллах говорит: «В месяц рамадан был ниспослан Коран — верное руководство для людей, ясные доказательства верного руководства и различение. Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься» (Коран, 2:185).

Также Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Начинайте поститься, когда увидите ее (новую луну) и прекращайте поститься, когда увидите ее» (Муслим).

Если же месяц не появился на 29-й день шабана, то следующий день будет считаться 30-м шабана, а первый день рамадана наступит после него.

Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Не поститесь, пока не увидите полумесяц, и не разговляйтесь (т.е. не завершайте месяц Рамадан), пока не увидите его (полумесяц). А если вы не увидели его по причине облачности, то завершите предшествующий месяц (шабан) тридцатью днями» (Бухари).

Примечательно, что для объявления о начале Рамадана достаточно того, чтобы новый месяц увидел один благочестивый мусульманин.

Ибн Умар (да буден доволен им Аллах) рассказывал:

«Люди пытались разглядеть новый месяц, и я сообщил Пророку (мир ему и благословение), что увидел его. Тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) начал поститься и повелел людям сделать то же самое».

Абу Дауд, достоверность хадиса подтвердил шейх Альбани

Что же касается окончания месяца рамадан и видения нового месяца шавваля, то для этого нужно свидетельство двух благочестивых мусульман. На это указывает другой достоверный хадис, в котором Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Если засвидетельствовали два мусульманина, то начинайте и заканчивайте пост в Рамадан» (Ахмад, достоверность хадиса передал шейх Альбани).

Таким образом, последний хадис повествует о том, что месяц рамадан начинается и завершается, если новый месяц увидели два мусульманина. Однако первый хадис, который передал Ибн Умар, делает исключение относительно определения начала рамадана, чего нельзя сказать относительно конца рамадана (См. «Тухватуль Ахвази»).

Можно ли опираться на астрономические вычисления для определения начала и конца месяца Рамадан

Аяты и хадисы, которые мы рассмотрели в предыдущей главе, очевидно указывают на то, что новый месяц фиксируется зрительным наблюдением. В связи с этим, многие исламские ученые передали единогласное мнение ученых о том, что не дозволено пользоваться астрономическими вычислениями для определения начала и конца месяца рамадан.

Имам Хафиз Ибн Хаджар (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Передал Ибн аль-Мунзир о единогласном мнении, что нельзя опираться на астрономические вычисления в установлении поста» (См. «Фатхуль-Бари»).

Шейх аль-ислам Ибн Таймия (да смилуется над ним Аллах) говорил:

«Нет сомнений в том, что Сунна и единогласное мнение сподвижников указывают на то, что нельзя опираться на астрономические вычисления. В достоверных хадисах, которые передали имамы аль-Бухари и Муслим. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Поистине, мы являемся безграмотной общиной: мы не можем ни писать, ни считать. Начинайте поститься, когда увидите ее (новую луну), и прекращайте поститься, когда увидите ее».

См. «Маджму’уль-фатауа»

Особое внимание уделяется словам Пророка (мир ему и благословение): (Бухари).

Тот факт, что Пророк (мир ему и благословение) повелел нам подсчитывать месяц шабан 30-ю днями в случае облачности и не велел обращаться к астрономам, указывает на недозволенность использования астрономических подсчетов.

Что же касается некоторых современных ученых, которые дозволяют использование астрономических вычислений, то их основным доводом является хадис Пророка (мир ему и благословение): «Поистине, мы являемся безграмотной общиной: мы не можем ни писать, ни считать. Поэтому месяц будет или таким или таким — т.е. либо он 29 дней, либо 30 дней» (Бухари). Также слова Пророка (мир ему и благословение): «А если вы не увидели его по причине облачности, то завершите предшествующий месяц (шабан) тридцатью днями» (Бухари).

Они сказали: безграмотность и неспособность вести астрономический подсчет мусульманами во время Пророка (мир ему и благословение) были причинами, по которым Пророк (мир ему и благословение) приказал опираться на зрительную фиксацию.

Если же данные причины исчезают, и мусульманская община в своем большинстве становится образованной: может писать и считать, а также вести правильный астрономический подсчет, то в этом случае обязательно прибегать к астрономическому подсчету в этом вопросе.

В частности, этого мнения придерживался шейх Ахмад Шакир (да смилуется над ним Аллах), и он подробно разъяснил его в своей книге «Аваиль аш-Шухуур аль-Арабия».

Однако, стоит отметить, что данное мнение является чуждым и редким, т.к. оно противоречит единогласному мнению сподвижников и ранних имамов. Существуют многочисленные аяты и хадисы, в которых нам приказывается понимать и исповедать Ислам именно так, как это делали наши праведные предки.

Всевышний Аллах сказал: «А того, кто воспротивится Посланнику после того, как ему стал ясен прямой путь, и последует не путем верующих, Мы направим туда, куда он обратился, и сожжем в Геенне. Как же скверно это место прибытия!» (Коран, 4:115). И нет сомнения, что верующие в данном аяте — это сподвижники Пророка (мир ему и благословение).

Также посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Лучшие люди - мое поколение. Затем те, которые будут после них, затем те, которые после них» (Бухари, Муслим).

Поэтому шейх Ибн Баз (да смилуется над ним Аллах) говорил в отношении тех ученых, которые дозволяли вести астрономические вычисления для определения Рамадана: «Единогласное мнение ученых ислама уже опередило тех из современных ученых, которые дозволили это, и посему это мнение не принимается от них. Ничье мнение не может быть принято, если оно противоречит Сунне Пророка (мир ему и благословение) и единогласному мнению праведных предков» (Маджмуа Фатава ва Магаалаат).

Примечание: Следует различать между астрономическими вычислениями и использованием телескопов для обнаружения нового месяца. Использование телескопов и обсерваторий для зрительного фиксирования луны допускается, т.к. это соответствует словам Пророка (мир ему и благословение): «Начинайте поститься, когда увидите его (новый месяц), и прекращайте поститься, когда увидите его» (Муслим).

«Разрешается вести наблюдения за новым месяцем с помощью телескопов и обсерваторий. Однако, не дозволено использовать для этого самолеты и спутники, т.к. они находятся на возвышенности над землей» («Маджмуаль фатава ва расаиль», шейх Мухаммад Салих аль-Усаймин).

Территориальные расхождения при фиксации нового месяца

Если месяц был зафиксирован в одной мусульманской стране, то должны ли поститься мусульмане в других странах, если они не увидели новый месяц?

В данном вопросе существует приемлемое разногласие между мусульманскими учеными. Ученые, придерживающиеся того мнения, что каждая страна должна начинать пост Рамадана в соответствии с собственными наблюдениями, приводят главным образом в довод хадис Курайба (да смилуется над ним Аллах).

Так, Курайб утверждает:

«Когда я был в Аш-Шаме, в четверг утром появилась новая луна Рамадана. Я вернулся в Медину в конце Священного месяца. По прибытии Ибн Аббас спросил меня: «Когда вы видели новую луну?». Я ответил: «Мы видели ее ночью в четверг». Он уточнил: «Ты видел ее сам?». «Да, и кроме того, ее видели люди Муавии, и все мы постились», - ответил я. Он возразил: «Но мы видели ее в пятницу ночью. Мы не прекратим пост, пока не пройдет тридцать дней или пока не увидим новую луну». Тогда я спросил: «Неужели вам недостаточно знаков и поста Муавии?» «Нет, - ответил он, - таково веление Посланника Аллаха».

Муслим

Шейх Усаймин (да смилуется над ним Аллах) говорил:

«Пророк (мир ему и благословение) сказал: (Муслим). И если мы допустим, что население Мекки увидело новый месяц, то как мы можем велеть населению Пакистана и других азиатских стран поститься, тогда как мы знаем, что у них на горизонте новый месяц не появился!?»

Фатава аркан аль-Ислам

Другая группа ученых ответила тем, что Пророк (мир ему и благословение) обратился ко всей мусульманской умме, сказав: «Начинайте поститься, когда увидите ее (новую Луну), и прекращайте поститься, когда увидите ее» (Муслим).

Также они отметили, что понятие территориальных границ является понятием относительным. То есть, если, к примеру, месяц был замечен в Алматы, то какой довод на то, что население города Актау должно начать поститься вместе с жителями Алматы, а не с жителями Баку? Ведь географически Актау намного ближе к Баку, чем к Алмате.

В действительности, нет никакого довода ни в Коране, ни в Сунне на то, что политические границы играют какую-то роль в определении нового месяца. Посему данное мнение кажется более достоверным, и оно является мнением большинства ученых (джумхур ), как об этом сказали Ибн Таймия в «Фатава», Шаукани в «Нейль аль-Аутар» и Сыддык Хасан Хан в «Рауда ан-Надийа».

Из современных ученых этого мнения придерживались шейх Альбани, и к этому мнению также склонялся шейх Ибн Баз (да смилуется над ними Аллах). Что же касается хадиса Курайба, на который опирается первая группа ученых, то джумхур объяснил, что хадис относится к тому, кто начал поститься с населением своей местности, и только после нескольких дней узнал, что месяц был замечен на один день раньше в другой стране. Такому человеку следует продолжать поститься вместе с населением своей страны.

Важное примечание: Если кто-либо сегодня выберет мнение большинства ученых в этом вопросе, то это все равно не означает, что он может не поститься с населением своей страны!

К сожалению, многие мусульмане, не поняли другой важный вопрос, связанный с постом в месяц Рамадан, и поэтому по незнанию становятся причиной появления смуты среди мусульман. Речь идет о том, что пост в месяц Рамадан — это поклонение, которое совершается коллективно с той мусульманской общиной, в которой живет мусульманин.

Поэтому Пророк (мир ему и благословение) сказал: (Тирмизи; шейх Альбани назвал хадис достоверным).

В толковании данного хадиса Ибн Таймия и другие ученые говорили, что человеку запрещено начинать и завершать пост одному, противореча своему народу, даже если он увидел месяц своими глазами!

Ибн Таймия (да смилуется над ним Аллах) говорил:

«Человек не должен начинать и заканчивать поститься в одиночку, даже если он увидел новую луну своими глазами. Он должен начинать и заканчивать поститься вместе с людьми, как на это указывает хадис Пророка (мир ему и благословение Аллаха)».

См «Маджму аль-Фатаава»

Также Ибн аль-Кайим (да смилуется над ним Аллах) писал: «Если человек увидел новую луну, но судья не принял его свидетельство, он не должен поститься в одиночку» (См. «Тахзиб ас-Сунан»).

Поэтому, несмотря на то, что шейх Альбани был ярым сторонником мнения, которого придерживается большинство ученых в этом вопросе, и говорил, что «оно является единственной истиной, а все остальное неверно» , при всем этом он говорил: «Пока мусульманские страны не сойдутся на этом, я считаю, что каждый народ должен поститься с населением своей страны и не должен вступать в разногласия в этом вопросе» (Тамам аль-Минна).

Что делать если мусульманская страна опирается на астрономические вычисления при определении начала месяца Рамадан

Мы уже узнали, что несмотря на разногласия в вопросе приемлемости территориальных расхождений при определении начала месяца Рамадан, почти все ученые сошлись на том, что мусульманин должен поститься с населением своей страны, ибо Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Пост начинается тогда, когда начинают поститься люди, и завершается тогда, когда прекращают поститься люди»

Однако, что же делать, если мусульманская страна вычисляет начало месяца Рамадан с помощью календаря, или, говоря научно, астрономических вычислений, а не путем зрительного наблюдения? Ведь мы узнали, что ранние богословы, можно сказать, сошлись на том, что астрономические вычисления не являются дозволенным методом для определения начала нового месяца.

Подобный вопрос задали шейху Альбани (да смилуется над ним Аллах), и мы предоставляем вам отрывок из его фетвы:

Шейх Альбани: «Поэтому мусульмане в любом случае должны начинать и завершать пост с населением своей страны, и не дозволено вступать в разногласия в этом вопросе».

Спрашивающий: «Даже если государство опирается на астрономические вычисления?».

Шейх Альбани: «Астрономические вычисления не допускаются. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Начинайте поститься, когда увидите новый месяц».

Спрашивающий: «Но что делать если государство опирается на астрономические вычисления?».

Шейх Альбани: «Я уже ответил на этот вопрос. Поститься следует вместе с населением страны, даже если страна объявляет пост, прибегая к противоречащему шариату методу. Народ не может противостоять государству, т.к. это приведет к ещё большему злу. Это не означает, что дозволено ориентироваться на астрономические вычисления. Однако, смысл в том, что следует выбирать наименьшее зло. Именно к этому мы призываем, несмотря на то, что астрономические вычисления для выявления месяца недопустимы».

Сильсиля аль-Худа Ва ан-Нур, 403ая кассета

Подобную фетву дал также шейхуль-ислам Ибн Таймия (да смилуется над ним Аллах). Приводим отрывок этой фетвы из книги «аль-Фатава аль-Кубра»:

Спросили шейхуль-ислама Ибн Таймию (да смилуется над ним Аллах) относительно одного города, в котором некоторые жители увидели своими глазами новую луну месяца зуль-хиджи, однако правитель этого города объявил, что новый месяц не был замечен. Должно ли население этого города поститься 9-го зуль-хиджи в соответствии с календарем, который принял правитель, несмотря на то, что в действительности этот день приходится на 10-е зуль-хиджи? [речь идет о желательном посте в день Арафата. 10-е же зуль-хиджи приходится на Курбан айт, и известно, что Пророк (мир ему и благословение) запретил поститься в праздничный день] .

Шейх ответил: «Да, они должны поститься 9-го зуль-хиджи в соответствии с мнением большинства, несмотря на то, что в действительности этот день приходится на 10-е зуль-хиджи. Даже если предположить, что новая луна была замечена раньше, то в хадисах достоверно передается от Абу Хурайры, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Начинайте пост тогда, когда начинают поститься люди, и завершайте пост тогда, когда прекращают поститься люди, и приносите жертвоприношение тогда, когда люди приносят жертвоприношение».

Затем Ибн Таймия говорит:

« А если скажут: Возможно, правитель, который ошибочно объявил о начале нового месяца, был виноват, т.к. не принял свидетельство благочестивых мусульман, которые заявили, что увидели новую луну. Он мог отвергнуть их свидетельство по причине их незнания, однако при этом не стал разузнавать о них и о том, что они являются благочестивыми мусульманами. Также он мог отвергнуть их свидетельство из-за вражды с ними. То есть он отвергнул их свидетельство незаконно. Также, он мог отвергнуть их свидетельство по причине высказывания астронома, который заявил, что новая луна не могла быть замечена в этот день.

ответ будет следующим: В тех вопросах, в которых мусульманам приказано безусловно подчиняться правителям, не имеет разницы, был правитель прав, ошибся, или же он проявил небрежность, в любом случае следует подчиняться. Так как люди все равно будут следовать всем известному и объявленному (правителем) календарю. Касательно этого существует хадис в «Сахихе» Бухари, в котором Пророк (мир ему и благословение) говорит относительно имамов и правителей: «Они совершают с вами намаз, будучи имамами. если они делают намаз правильно, то награда записывается как вам, так и им. Если же они совершают намаз неправильно, то вы все равно получаете награду, тогда как они награду не получают». Поэтому, если правитель ошибается или же проявляет халатность, то ответственность за это несет только он сам, а не мусульмане, которые не совершили ошибку и не проявили беспечность. И нет сомнений в том, что достоверная Сунна и единогласное мнение сподвижников указывает на то, что нельзя опираться на астрономические вычисления! В сборниках «Сахих» Бухари и Муслима передается хадис, в котором Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Поистине, мы являемся безграмотной общиной: мы не можем ни писать, ни считать. Начинайте поститься, когда увидите его (новый месяц), и прекращайте поститься, когда увидите его». А тот, кто опирается на астрономические вычисления в определении начала месяца, тот заблудший в шариате, приверженец нововведений в религии и ошибающийся в разуме и своем вычислении” .

Последние слова Ибн Таймии указывают на то, что он, как и почти все имамы ахли-Сунны, не дозволял вести астрономические подсчеты для определения начала и конца месяца Рамадан. Однако, его слова и слова других ученых указывают на то, что в подобных случаях учитывается и отдается предпочтение единству и сплоченности мусульман.

Ведь следует помнить, что пост в месяц Рамадан, а затем празднование Ид аль-Фитр — это великие обряды поклонения, которые совершаются коллективно со всеми мусульманами.

Как сказал Пророк (мир ему и благословение): «Пост начинается тогда, когда начинают поститься люди, и завершается тогда, когда прекращают поститься люди» (Тирмизи. Шейх Альбани назвал хадис достоверным).

Поэтому, если мы скажем, что следует игнорировать решение государства в определении начала месяца рамадан, то станем тем самым причиной разделения мусульман в одном обществе, и эти великие обряды поклонения не будут совершаться коллективно.

Просим Всевышнего Аллаха объединить всех мусульман на истине и защитить их от разногласий и смуты.

Подготовил : Рамин Муталлим

1 РАМАДАНА - 1-Й ДЕНЬ РАМАДАНА (НАЧАЛО БОЛЬШОГО ПОСТА)

1-й день рамадана - это начало месячного поста (саум) в течение священного месяца рамадан. Большой пост в течение месяца рамадан (по-перс. - рамазан) обязателен для всех взрослых, здоровых, ритуально чистых людей. Ритуальная чистота (тахара) в исламе имеет очень большое значение, тахара означает освобождение от всего оскверняющего. Нарушившие случайно пост, должны поститься после окончания месяца рамадан в течение потерянных дней.

Пост для мусульманина - средство обуздания страстей, порожденных животным началом (нафс) в человеке. Во время поста верующий, концентрируя волевые усилия, освобождается от инстинктивных пороков и совершенствует в себе человеческое духовное начало (кальб), тем самым как бы облагораживается человеческая натура. Потому пост, особенно в месяц рамадан, является лучшим средством искупления грехов, совершенных в течение года. В исламе в отличие от христианства, нет посредников между Богом и человеком, отсутствует и духовенство в христианском понимании, которое может отпускать грехи верующему от имени Бога. Мусульманин сам отвечает перед Аллахом за свои грехи.

Соблюдение 30-дневного поста в месяце рамадан связано с упоминанием в Коране о том, что именно в этот месяц Аллах через архангела Джабраила ниспослал пророку Мухаммеду в виде откровения Коран.

26-27 РАМАДАНА - ЛЕЙЛЯТ АЛЬ-КАДР (НОЧЬ ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЯ)

Лейлят аль-кадр - ночь предопределения. Ночь на 27 число месяца рамадан считается ночью предопределения, решения судьбы, могущества. Святость Лейлят аль-кадр заключается в том, что этой ночью началось ниспослание Корана Мухаммеду.

Считается, что в ночь предопределения Аллах принимает решение о судьбе каждого человека, учитывая его благочестие и просьбы, высказанные в молитвах. Поэтому Лейлят аль-кадр принято проводить в мечети, читая Коран и вознося Аллаху и ангелам мольбы и просьбы.

1 ШАВВАЛЯ - УРАЗА-БАЙРАМ (ИД АЛЬ-ФИТР) - ПРАЗДНИК РАЗГОВЕНИЯ

Исламский мир завершает священный месяц поста Рамадан праздником разговения Ураза-байрам (Ид аль-Фитр).

Ураза-байрам - праздник разговенья знаменует завершение поста в месяце рамадан. Он называется малым праздником в противоположность большому празднику - празднику жертвоприношения.

В праздник разговенья дарят подарки, обмениваются традиционными блюдами с ближайшими соседями; очень важно в дни праздника собрать вместе всех своих родственников и не выпускать их из дома, так как считается, что в Ид аль-фитр в дом приходят души умерших. После торжественного богослужения верующие посещаются усыпальницы местных святых, кладбище - помянуть умерших. Семьи умерших за последний год устраивают поминки с приглашением муллы, родственников и близких.

Праздник разговенья отмечается очень радостно и с большими надеждами на счастливое существование в следующем году. В дни разговенья устраиваются ярмарки, на которых народные певцы, танцоры, кукольники, жонглеры и др. показывают красочные представления. Идет оживленная торговля на базарах, для молодежи и детей устраиваются качели.

9 ЗУ-ЛЬ-ХИДЖА - ДЕНЬ АРАФА

Предпоследний день Хаджа (паломничества) в Мекку и Медину и вступления паломников в долину Арафа. Паломничество в Мекку на поклонение священной Каабе, главному святилищу мусульман, составляет непременную обязанность мусульманина, гарантирующую ему прощение за все грехи и достижение вечного блаженства в загробной жизни.

Месяц зуль-хиджа считается периодом строгого запрета на все недобрые деяния, которых нормальный человек в принципе должен остерегаться в своей повседневной жизни: всякое насилие, проявление нетерпимости, сквернословие, воровство и другие дурные намерения и дела.

10 ЗУ-ЛЬ-ХИДЖА - ИД АЛЬ-КУРБАН - ПРАЗДНИК ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ

Ид аль-курбан (Курбан-байрам, Ид-аль-Адха) - Праздник жертвоприношения.

Праздник жертвоприношения является частью мусульманского обряда паломничества в Мекку, отмечается он в долине Мина вблизи Мекки в 10-ый день 12-го месяца мусульманского лунного календаря зуль-хиджа и длится 3-4 дня. Конечно, не все мусульмане могут совершить хадж в Мекку, участвовать в главном празднике мусульман и самому в священном месте принести жертву, поэтому каноны ислама предписывают мусульманам исполнять кульминационную часть обряда не только в Мекке, а всюду, где могут оказаться мусульмане.

Мифология этого праздника восходит к известному библейскому сюжету о попытке принесения патриархом Авраамом (по-арабски - Ибрахимом) своего сына Исаака в жертву Богу. Однако на место библейского Исаака мусульманская традиция ставит Исмаила, считая его старшим сыном, а Исаак, по мусульманским представлениям, - второй сын Авраама. За эту преданность и добродетельность Всевышний вознаградил Ибрахима, заменив приношение в жертву Исмаила барашком.

Праздновать день жертвоприношения, даже если это не происходит в Мекке, начинают с раннего утра. Чуть свет мусульмане идут в мечеть к утренней молитве, но прежде необходимо совершить полное омовение, надеть новую и опрятную одежду, по возможности умастить себя благовониями. Перед молитвой есть не рекомендуется. По окончании утреннего намаза (молитвы) верующие возвращаются домой, а затем, по желанию, собираются группами на улице или во дворах, где поют хором славословие Аллаху (такбир). Затем они снова отправляются в мечеть или на специально отведенную площадку, где мулла или имам-хатыб произносит проповедь.

По окончании проповеди мусульмане идут обычно на кладбище молиться за умерших, а также поклониться местным святым. Вернувшись с кладбища, приступают к жертвенному обряду, в знак готовности служить богу. Для принесения жертвы мусульмане специально откармливают выбранное животное. Иногда мусульмане приготовленных к закланию животных украшают всевозможными магическими амулетами, разукрашивают яркой краской, увешивают ожерельями и колокольчиками

Мусульманин, совершив заклание, не должен скупиться на угощение, необходимо обязательно накормить бедных и голодных Ритуальное угощение (худойи, садака) устраивается также во избежание всевозможных несчастий и болезней.

Близким, друзьям и родственникам в дни праздника стараются сделать подарки. В последующие после праздника дни обычно наносят визиты к родным и близким знакомым, так как посещение в дни праздника жертвоприношения считается благословенным и желательным.


10. Дайте описание праздника Весак в ламаизме. Когда он проводится?

Весак - один из главных праздников буддизма. Его отмечают в первое полнолуние месяца вайшакха (или весака), второго в индийском календаре. "В этот день случились сразу три великих события в жизни Будды: его последнее земное рождение, просветление и погружение в нирвану. Между первым и последним событием прошло 80 лет, Просветленным он стал в 35 лет, но все это, согласно традиционной биографии Будды, произошло в один день. Целую неделю монахи рассказывают в храмах о жизни Будды, вокруг храмов и монастырей движутся торжественные процессии, изображая театрализованные версии этих трех событий его биографии" (Н.Л. Жуковская). "В центре внимания праздника - просветление Будды, исключительное событие для человечества, знаменующее собой переломный момент в познании истины. В этот день принято украшать местные храмы и зажигать фонарики с наступлением темноты, что символизирует просветление, приходящее в этот мир".

В 2007 году первый месяц индийского календаря начался 19 марта. Первые четыре месяца года по-индийски: Чайтра (30 дней), Ваисакха (31 день), Джаиштха (31-32 дня), Асадха (32 дня). Значит, второй месяц начался 18 апреля. Первое полнолуние в этом месяце 2 мая в 14-11 по московскому времени. Таким образом, Весак в 2007 году празднуют 2 мая.

Продолжая традиции буддизма, теософия также считает Весак особенным днем. Так, в книге Ч. Ледбитера "Учителя и путь" читаем: "У Господа Будды есть свой особый вид силы, которую он изливает тогда, когда дает благословение миру, и благословение это совершенно уникальная и чудесная вещь, ибо благодаря своему влиянию и положению Будда имеет доступ к тем планам природы, которые всецело вне нашего достижения, и поэтому он может низводить и передавать на наш уровень те силы, которые свойственны этим планам. Без этого посредничества Будды они были бы бесполезны для нас здесь, в физической жизни; вибрации их так огромны, так невероятно быстры, что они проходили бы через нас, не задевая нас на всех тех уровнях, которых мы можем достигнуть, и мы даже не знали бы об их существовании".

Итак, есть особый день в году, когда Господь Будда, уже со своего высочайшего сейчас положения, благославляет Мир. Далее у Ледбитера: " Для этого чудесного излияния избран день полнолуния индийского месяца Вайшакха (на Шри Ланке он называется Весак), обычно соответствующего нашему маю - годовщина всех важных событий в его последней земной жизни - его рождения, достижения степени Будды и ухода из физического тела". Ледбитер подробно описывает, где и как происходит явление Господа Будды Белому Братству и паломникам.

А. Бейли также описывает это благословение Буддой Мира в день Весака, местом для которого выбрана "некая долина, лежащая на довольно большой высоте у подножия горной системы Гималаев в Тибете". "Сегодня эта легенда, или правдивое живое описание духовного инцидента, медленно расходится на Западе, где пользуется у многих признанием или возбуждает любопытство, удивление, сомнение. Некоторым западным стремящимся кажется: пришло время, когда Запад и Восток могут духовно объединиться на сем великом Празднике общения душ. В унисон друг с другом и под водительством Будды, Который пришел принести свет на Восток, и Христа, Который пришел принести свет на Запад, они могут просить, добиваться такого благословения и духовного откровения, что ближайшее будущее сможет продемонстрировать то, что так нужно: "на земле мир, в человеках благоволение". Так можно ускорять наступление эры братства и взаимопонимания, когда у каждого будет больше времени и меньше страха, чтобы искать для себя Бога. Таким образом, величайшее событие на планете с точки зрения духовных истин, оказывающее максимальной эффект на человеческую расу. - это Праздник Весак. Влияние его имело место всегда, но было неизвестно большинству. Сейчас оно должно распознаваться и сознательно использоваться" (статья "Праздник Весак").

Последователи А. Бейли во всем мире отмечают конференциями и групповыми медитациями три весенних духовных праздника: Пасха (полнолуние в Овне), Весак (полнолуние в Тельце) и День Доброй Воли (полнолуние в Близнецах). В 2007 году это, соответственно, 2 апреля, 2 мая и 1 июня.

11. Могут ли люди продавать землю? (согласно Библии), кн. "Левит" гл 25, Почему? Укажите номер стиха и раскройте его содержание

Землю не должно продавать навсегда, ибо Моя земля: вы пришельцы и поселенцы у Меня; 24 по всей земле владения вашего дозволяйте выкуп земли.

Почти 3500 лет назад израильтянам, только что вышедшим из египетского рабства, на горе Синай был дан Закон, который иудеи и христиане считают богооткровенным. Он вошел в историю как Закон Моисея. Именно этот закон определил не только социально-экономические отношения ветхозаветного Израиля, но и христианскую систему хозяйствования.

ВСЯ ЗЕМЛЯ ПРИНАДЛЕЖИТ БОГУ

Согласно Закону Моисея вся земля принадлежит Богу. Господь говорит об этом так: "Землю не должно продавать навсегда, ибо Моя земля: вы пришельцы и поселенцы у Меня" (Левит, глава 25, стих 23). Исходя именно из этого, строилась вся система хозяйствования.


12. Чем отличались стиляги от фарцовщиков в культуре советского периода?

"Стиляги" появились в СССР в 1950-е гг. Они практиковали в одежде, в поведении стиль (как тогда говорили "давили стиль"), являвшийся протестом господствовавшему, навязывавшемуся скудной жизнью и аскетической идеологией стилю серой одежды, незаметного, скромного поведения, схожести с окружающими. Стиляги носили яркие пиджаки в клетку, не менее яркие рубахи, галстуки с немыслимыми пальмами, обезьянами, танцевали буги-вуги, начесывали огромные чубы, слушали "не нашу" музыку. Это воспринималось как прямой вызов советской культуре.

Со стилягами нещадно боролись: их отлавливали комсомольские оперотряды, порою поколачивая, карикатуры на них по частоте и объему конкурировали в журнале "Крокодил" с карикатурами на империалистов.

Фарцовщиками называли людей, продававших заграничные вещи стилягам.

13. Раскройте содержание статьи 67 "Русской Правды" (пространная редакция, по Троицкому списку) и дайте объяснение: почему именно эти действия в древнерусском обществе оценивались как оскорбление личности, а не просто нанесение физического ущерба и вреда?

Русская Правда сохранилась в большом количестве (свыше 110) списков XIII-XVIII вв. Все тексты Правды находятся в составе каких-либо сборников или летописей. По своим особенностям списки Правды могут быть разделены на три основных памятника:

1) Краткую,

2) Пространную и 3) Сокращенную Правду.

Первый источник - это обычное право древней языческой Руси.

Второй источник - это княжеское законодательство. Например: во второй статье Пространной Правды изложен закон Ярослава о замене родовой мести за убийство вирой (штрафом).

Третьим источником считаются судебные приговоры князей по разным случаям (приговор Изяслава, присудившего к двойной вире жителей Дорогобужа за убийство княжеского мужа "конюха старого").

Четвертый источник - законодательные проекты духовенства, принятые князьями. В "Русской Правде" находятся постановления о том, чтобы разбойник наказывается денежным штрафом, а также "потоком и разграблением", то есть у него конфискуется имущество и его продают в рабство вместе со всей его семьёй за границу. Это постановление принято по инициативе епископов при Св. Владимире, когда участились разбои, ибо разбойников не страшила пеня.

ПРОСТРАННАЯ РУССКАЯ ПРАВДА

(по Троицкому списку второй половины XIV в)

Судъ Ярославль Володимеричь Правда Русьская

А се наклади

67. А се наклады: 12 гривенъ, отроку 2 гривны и 20 кунъ, а самому ехати со отрокомь на дву коню; сути же на ротъ овесъ, а мясо дати овенъ любо полоть, а инемь кормомь, что има черево возметь, писцю 10 кунъ, перекладнаго 5 кунъ, на мехъ две ногате.

Сам - старший княжеский дружинник, княжь муж, может быть, мечник. Наклады оцениваются в 12 гривен. Под этим словом понимается "лихва" (Срезневский, II, стб.292). Уже Болтин считал, что "наклад" - накладная плата, сверх положенного", следовательно, накладные расходы. Регламентирован выезд княжего мужа на двух конях. Нормы, указанные в статье, близки к нормам, получаемым вирником. Замечательна ссылка на писца; с XIV в. входит в употребление термин дьяк. "Мех" - кожа для письма, пергамен (Срезневский, II, 252). Толкование "меха", как сумки (Болтин и др.) неправдоподобно, еще более натянуто объяснение Ключевского, что речь идет о меховых деньгах.

14. Опишите иконографические типы Великая Панагия и Эммануил

Икона - это живописное, реже рельефное изображение Иисуса Христа, Богоматери, ангелов и святых. Ее нельзя считать картиной, в ней воспроизводится не то, что художник имеет перед глазами, а некий прототип, которому он должен следовать.

ПАНАГИЯ греч. - всесвятая 1. Часть просфоры, изъятая на проскомидии в честь Богоматери; в специальных ящичках (панагиарах) переносилась в монастырскую трапезную, где часть ее вкушалась до, а часть - после трапезы. В настоящее время полагается вместе с другими частицами на дискос и освящается на литургии.2. Нагрудный знак архиереев и архимандритов - небольшая иконка (круглая, овальная, ромбовидная и т.д.), на одной стороне которой изображается, как правило, Спас или Троица, а на другой Богоматерь с младенцем.3. Особый эпитет, который присваивается, как правило, изображениям Богоматери Знамение (иногда - Великая Панагия); раскрывает дополнительный литургический смысл, присущий изображению Спаса Эммануила в медальоне - символическому прообразу пасхального агнца (т. наз. артоса - круглой пасхальной просфоры).

Великая Панагия (греч. - Всесвятая) - наименование иконы Богоматери, известной, также как Богоматерь Знамение и Нерушимая Стена. Представляет Богоматерь с поднятыми и раскинутыми в стороны руками (иконографический тип Оранта), несущую на груди изображение Христа-Эммануила в круглом медальоне.


Список литературы

1. Алмазов С., Питерский П. Праздники православной церкви. М., 1995.

2. Белов А. Когда звонят колокола. М., 1994.

3. Белов А. Правда о православных "святых". М., 1996.

4. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М.: Наука, 1993, с.125-152.

5. Гольдциер И. Культ святых в исламе. М., 1999.

6. Гордиенко Н. Православные святые: кто они? Л., 1989.

7. Дочини А. У истоков христианства. М., 1989.

8. Емелях Л. Загадки христианского культа. Л., 1985.

9. Емелях Л. Происхождение христианских таинств. М., 1989.

10. Зборовский Е.М. "По законам красоты". М "Советская Россия" 1988 г.

11. Ильин Г. Религии Древней Индии. М., 1982.

12. Ионин Л.Г. Социология культуры. М., 1996.

13. Исаев И.А. История государства и права России. Учебник для юридических вузов. - М. - 1996.

14. Климович Л. Обряды, праздники и культ святых в исламе. Грозный, 1986.

15. Косидовский 3. Библейские сказания. М., 1984.

16. Косидовский 3. Сказания евангелистов. М., 1988.

17. Крыв еле в И. Библия: историко-критический анализ. М., 1985.

18. Ленцман Я. Сравнивая евангелия. М., 1995

19. Ранович А. Происхождение христианских таинств. М. - Л., 1983

20. Токарев С.А. Проблема типов этнических общностей (к методологическим проблемам этнографии). - Вопросы философии, 1994 № 11.

21. Фрэзер Дж. Фольклор в Ветхом завете. М., 1985.

22. Юшков СВ. Русская Правда. - М, 1990.

23. Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://religion. historic.ru

24. Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://russia. rin.ru


1 Рамадана - 1-Й день Рамадана (Начало Большого поста)

1-й день рамадана - это начало месячного поста (саум) в течение священного месяца рамадан. Большой пост в течение месяца рамадан (по-перс. - рамазан) обязателен для всех взрослых, здоровых, ритуально чистых людей. Ритуальная чистота (тахара) в исламе имеет очень большое значение, тахара означает освобождение от всего оскверняющего. Нарушившие случайно пост, должны поститься после окончания месяца рамадан в течение потерянных дней.

Пост для мусульманина - средство обуздания страстей, порожденных животным началом (нафс) в человеке. Во время поста верующий, концентрируя волевые усилия, освобождается от инстинктивных пороков и совершенствует в себе человеческое духовное начало (кальб), тем самым как бы облагораживается человеческая натура. Потому пост, особенно в месяц рамадан, является лучшим средством искупления грехов, совершенных в течение года. В исламе в отличие от христианства, нет посредников между Богом и человеком, отсутствует и духовенство в христианском понимании, которое может отпускать грехи верующему от имени Бога. Мусульманин сам отвечает перед Аллахом за свои грехи.

Соблюдение 30-дневного поста в месяце рамадан связано с упоминанием в Коране о том, что именно в этот месяц Аллах через архангела Джабраила ниспослал пророку Мухаммеду в виде откровения Коран.

26-27 Рамадана - Лейлят аль-кадр (Ночь Предопределения)

Лейлят аль-кадр - ночь предопределения. Ночь на 27 число месяца рамадан считается ночью предопределения, решения судьбы, могущества. Святость Лейлят аль-кадр заключается в том, что этой ночью началось ниспослание Корана Мухаммеду.

Считается, что в ночь предопределения Аллах принимает решение о судьбе каждого человека, учитывая его благочестие и просьбы, высказанные в молитвах. Поэтому Лейлят аль-кадр принято проводить в мечети, читая Коран и вознося Аллаху и ангелам мольбы и просьбы.

1 Шавваля - Ураза-Байрам (Ид Аль-Фитр) - праздник Разговения

Исламский мир завершает священный месяц поста Рамадан праздником разговения Ураза-байрам (Ид аль-Фитр).

Ураза-байрам - праздник разговенья знаменует завершение поста в месяце рамадан. Он называется малым праздником в противоположность большому празднику - празднику жертвоприношения.

В праздник разговенья дарят подарки, обмениваются традиционными блюдами с ближайшими соседями; очень важно в дни праздника собрать вместе всех своих родственников и не выпускать их из дома, так как считается, что в Ид аль-фитр в дом приходят души умерших. После торжественного богослужения верующие посещаются усыпальницы местных святых, кладбище - помянуть умерших. Семьи умерших за последний год устраивают поминки с приглашением муллы, родственников и близких.

Праздник разговенья отмечается очень радостно и с большими надеждами на счастливое существование в следующем году. В дни разговенья устраиваются ярмарки, на которых народные певцы, танцоры, кукольники, жонглеры и др. показывают красочные представления. Идет оживленная торговля на базарах, для молодежи и детей устраиваются качели.