Правильно назвать по святцам. Как правильно выбрать имя малышу по «святцам» (церковному календарю)

Вопрос о том, как назвать ребенка когда-то решала почти каждая супружеская пара. Кто-то думает об этом сейчас. И далеко не всегда решение дается просто. Свидетельством тому многочисленные вопросы, приходящие на сайт.

Как выбрать имя будущему ребенку?

Решать этот вопрос приходилось и нашей семье, причем не единожды. Из опыта и наблюдений родились эти размышления.

Если раньше довольно часто имя избиралось открытием святцев, то сейчас многие имена устарели, а церковные традиции утеряны. И на практике, чаще всего имя ребенка выбирается родителями по принципу «нравится – не нравится». И только если вкусы не совпали в ход идут различные аргументы, от церковного календаря до имен родственников и оккультных измышлений по поводу тайны имени.

Конечно, настаивать на строгом соблюдении традиции выбора имен по святцам сейчас не приходится даже в воцерковленных семьях. Хотя в ряде случаев такая близость дней рождения и тезоименитства образует приятную праздничную череду. Да и имена вполне по вкусу родителям.

Стоит оговориться, что по древней традиции Русской Православной Церкви при совершении Таинства Крещения ребенку дадут только имя, которое уже имеется в церковном календаре. И если то имя, что дали родители в святцах отсутствует, придется давать ребенку другое. Чаще всего по созвучию, иногда по сходству значения имен.

Некоторые люди стремятся дать ребенку другое имя в крещении, даже если у него уже есть вполне нормальное имя, с которым его можно крестить. Это суеверие и магизм, недопустимый в отношении православного Таинства. И нормальный священник всегда постарается объяснить это молодым родителям или их суеверным родственникам. Из собственной практики припоминаю отпевание очень старой женщины. Которая, будучи Марией, крещена была Александрой. Причем, никто из родственников этого не знал. И только то, что еще была жива старшая сестра бабушки, еще более ветхая старица, предотвратило отпевание усопшей под другим именем. Видя упорство в суеверном желании, всегда вспоминаю этот случай. Есть ли уверенность, что рядом с каждым таким ребенком окажется старшая сестра?

Есть семьи, которые имеют набор любимых имен. Ими называются, например, все мужчины рода. И в этом нет ничего плохого, если имена православные. Мнение же о том, что вместе с именем ребенку передается судьба умершего родственника – чистейшее суеверие. Каждый из нас – неповторимая индивидуальность и жизненный путь у каждого свой.

Но чаще всего ребенку избирается имя наиболее чтимого в семье святого. Этот принцип, дающий семье свободу выбора, увы, нередко используется, для того чтобы дать ребенку просто любое имя. А в идеале, это имя должно быть именно именем святого. Радостно, когда родители знают житие небесного покровителя ребенка и действительно желают, чтобы их чадо имело перед собой образец жизни и служения Богу в лице угодника Божия. При этом ребенок, названный в честь мученика, вовсе не обязательно также будет мучаться. Это тоже суеверие. Хорошо, если подвиг небесного покровителя станет примером для семейного воспитания любви к Господу и желания Ему служить.

Но пока встречаются такие семьи нечасто.

Обычно, наоборот, имя выбрано, а о том, кто станет небесным покровителем ребенка, родители узнают непосредственно перед крещением. Или вовсе забывают осведомиться об этом. И уже повзрослевшие дети задают себе и родственникам этот вопрос, только приходя к вере. Если так случилось, то небесного покровителя можно определить по церковному календарю. Это тот из соименных святых, память которого Церковь празднует первым после дня рождения. Но нет ничего плохого и в том, чтобы считать своим небесным покровителем и наиболее почитаемого из соименных святых.

Скорее всего, и читатели этой статьи назовут или назвали своего ребенка тем именем, которое им понравилось. Смысл написанного выше я вижу в том, чтобы в православной семье, выстраивая рейтинг возможных имен, не забывали, что это имя будущего небесного покровителя. Ведь если и есть для православного человека какая-то тайна или смысл в имени, то они именно здесь.

И просто житейское наблюдение. Выбирая имя, задумайтесь о его звучании в сочетании с отчеством и фамилией. О ласкательных, сокращенных и, возможно, обидных формах имени. Часто родители об этом забывают. А новому человеку предстоит идти с именем и в жизнь и в вечность. Счастливого вам выбора! И пусть выбранное вами имя станет для ребенка самым родным и красивым!

Наречение имени ребенку – очень ответственная обязанность родителей. С одной стороны, вы даете ребенку имя на всю жизнь и хотелось бы, чтобы он гордился своим именем. С другой стороны, есть такое разнообразие имен, что очень трудно выбрать именно «ваше». Наконец, появляется много советчиков из числа родственников и знакомых, которые подсказывают, что Маши бывают несчастливые, а Вани шумные, Пети плохо учатся и тому подобное. Как же выбрать имя малышу, причем такое, которое подойдет именно ему?


Святцы

Есть древняя и благочестивая традиция выбирать имена детям по святцам. Называя ребенка по святцам, можно сократить круг имен, из которых вам нужно будет выбирать, к тому же, следуя благочестивой традиции, вы можете полагаться на Божий Промысел относительно имени малыша. Даже священники отмечают, что у людей с одинаковыми именами есть некоторые схожие черты характера и, скорее всего, не случайно, что память святых приходится на определенные дни.


Когда называть ребенка

Многие супружеские пары решают, как назвать малыша, еще до его рождения, тем более, что на УЗИ можно с большой точностью узнать пол будущего ребенка. Тем не менее, нередко случается, что, увидев своего новорожденного младенца, мама понимает, что выбранное имя совершенно ему не подходит. Окончательное решение о том, какое имя будет носить ваш малыш, лучше принимать после его рождения, и только после рождения начинать его называть выбранным именем.


Для того, чтобы выбрать имя ребенку по святцам, нужно:

1. У знать предполагаемую или настоящую дату его рождения или дату его крещения.

2. Просмотреть в святцах, память святых с какими именами приходится на эту дату.

3. Если у вас девочка и на эту дату нет никаких женских имен, посмотрите даты рядом с выбранной.

4. Выбрать из приведенных имен в святцах понравившееся вам.

Для того, чтобы легче было сделать выбор, лучше хотя бы кратко ознакомиться с житиями святых, чья память совершается в этот день. Тогда вы сможете быстрее определиться и точно будете знать, в честь какого святого или святой вы называете своего ребенка.


Как пользоваться святцами: пример

Выясним, как назвать мальчика по святцам и как узнать его день Ангела, если дата его рождения – 6 мая. Для этого воспользуемся святцами

3. Крестить ребенка мы, например, собираемся 14 июня, на 40-й день, значит, добавим еще имена Устин, Харитон, Валериан, Денис, Василий, Иван. Всего 9 имен, из которых можно выбрать одно.

4. Ознакомимся с житиями святых: великомученик и победоносец Георгий – один из самых почитаемых святых во всем мире, на Руси существует большое количество Георгиевских храмов, георгиевский крест – одна из главных наград в России. Мученики Анатолий и Протолеон, увидев кончину святого Георгия, уверовали, исповедовали себя христианами и тоже приняли смерть. Священномученик Иоанн был прославлен недавно, год его смерти – 1940. Святой Устин Философ был одним из первых христианских историков, Харитон и Валериан были его учениками. Преподобный Дионисий был игуменом Глушицкого монастыря в XV веке, а священномученик Василий пострадал за Христа в 1940 году. 14 июня – память святого праведного Иоанна Кронштадтского, любимого духовника многих христиан России начала XX века. Сохранилось много сведений о нем и писем от него своим прихожанам и духовным чадам, проникнутых духом любви.

Прочитав жития святых, несложно выбрать имя своему малышу: выбирайте имя того святого, которого вы хотите видеть покровителем и духовным наставником вашего чада.

Наше знакомство друг с другом начинается с взаимного представления: меня зовут…. , и уже далее мы узнаем личные особенности собеседника в непосредственном общении. Но первое впечатление - это впечатление от имени, поэтому пословицу о том, что «встречают по одёжке» можно дополнить словами «встречают и по имени». Только перед родителями стоит задача сложнее: новорожденного малыша своего они встречают совершенно голеньким (нет, я слышала про некоторых: «кажется он в рубашке родился!», но слово «кажется» каждый раз является ключевым в этой фразе), документов с написанным именем у него с собой тоже нет.

Когда, кто и как должен придумать имя ребенку? В разных семьях происходит по-разному. Кто-то заранее подготавливает не только все необходимое для рождения и первых месяцев жизни ребенка, но и подбирает имя маленькому человечку. А кто-то тянет до последнего, судорожно принимая решение только оттого, что все сроки ожидания вышли, и называть пятимесячного человека просто «ляля» уже не серьёзно. По-разному происходит и сам выбор имени. Здесь мы расскажем о православной традиции выбора имени ребенку, и, соответственно о том, что связано с такими понятиями как именины и День Ангела.

Экскурс в историю: как это было

Люди, которые считают себя верующими, все стороны жизни стараются проживать согласно своей религиозной традиции. В Библейской традиции культуры Средиземноморья, к которой относится христианство в целом, и Православие в частности вопрос имени человека всегда был очень важен. Имена героев веры - Авраама, Исаака и Иакова - многократно повторялись в поколениях, сначала у ветхозаветных иудеев, а потом и христиан. Считалось, что присвоение ребенку имени праведника делало его, ребенка, причастником той святости и славы, которую уже получил первоначальный носитель имени у Бога. Здесь основным мотивом наименования малыша было желание делегировать ему, пусть пока только по имени, части заслуг перед Богом их прототипами.

Эпоха раннего христианства, особенно ее ярко выраженный эллинский период не регламентировала особенного процесса выбора имени ребенку. Многие имена носили конкретно языческий характер, о чем свидетельствует их греческий перевод на русский язык. Собственно люди, ставшие святыми и придали своим именам сакральный характер, сделали их христианскими именами. Надо понимать, что для любого верующего очень дорог эффект прецедента. Если однажды в религиозной жизни что-то получилось именно так, то и в последующем стоит повторять тот же путь для достижения успеха в самом главном - спасении собственной души. Отчасти, этот рецептивный подход напоминает Ветхозаветную традицию, но лишь отчасти, поскольку в Ветхом Завете нет понимания того, что умершие святые являются активно действующими персонажами, особенно в жизни людей носящих их имена. Там, как раз, это в большей мере, традиция, нежели мистика.

В христианстве же, с его ощущением того, что «у Бога все живы», святой, имя которого человек носит, является реальным действующим персонажем в судьбе своего подопечного. Этот патронаж выразился в понятии «небесный покровитель». Интересно, что зачастую у самих «небесных покровителей» в свое время, никаких небесных покровителей не было, следовательно, осуществить свою святость они смогли и без дополнительного мистического элемента в своей жизни, без дополнительной помощи. «Богатыри - не мы!» - хочется воскликнуть вслед за поэтом, прославляющим силу и крепость предыдущих поколений. Однако помощь лишней не бывает, и традиция давать имена в честь святых - и получать в их лице молитвенников и покровителей - укрепилась уже за несколько первых веков христианства. На Руси эта традиция появилась вместе с принятием Православия как неотъемлемая его часть. Креститель Руси - равноапостольный князь Владимир - сам в крещении своем получил христианское имя Василий.

Вопрос выбора имени в христианских семьях всегда решался родителями. В России в Синодальный период в крестьянской среде сформировался странный обычай делегировать это право священнику, который совершает крещение. Понятно, что приходской священнослужитель, не очень утруждая себя вопросом выяснения жизни своих или не своих прихожан, предпочитал пользоваться святцами. Святцы - это список святых с датами их кончины, распределенный по календарю. В христианской традиции дата земной кончины всегда считалась началом вечной жизни, а у святых тем более. Следовательно, особые праздники в честь святых совершались, как правило, не тогда, когда вспоминали их рождение, а тогда, когда вспоминали день их отшествия к Богу. За время многовековой истории Церкви святцы постоянно пополнялись. Поэтому сейчас каждый день Церковь отмечает память многих святых, следовательно, можно выбрать имя по благозвучию и толерантности к вкусам родственников, наиболее подходящее, если уж руководствоваться этим синодальным пережитком. Однако, в нормальной ситуации, как об этом говорят наиболее авторитетные книги по православной обрядности «Новая скрижаль» и «Истолкование православного богослужения» Блаженного Симеона Фессалоникийского, имя малышу дается, все-таки, родителями. Священник же во время чтения молитвы на имянаречение лишь фиксирует родительский выбор.

Выбираем имя новорожденному

Со стороны иногда кажется, что человеку верующему жить проще в том плане, что для всякой жизненной ситуации у него есть готовая инструкция: делай раз, делай два, делай три. На самом деле это не совсем так. Более точно принцип церковной жизни был сформулирован блаженным Августином: «В главном - единство, во второстепенном - разнообразие, и во всем - любовь». Традиционно христиане дают своим детям имена в честь канонизированных святых. Но как выбрать того святого, в честь которого наречь малыша? В этом вопросе существует два разных подхода, у каждого есть свои сторонники, в пользу каждого можно привести достаточное количество аргументов.

Вариант первый:

Родители, если они не имеют четкого плана об имени ребенка, могут воспользоваться святцами. Принцип здесь простой: надо смотреть имена святых собственно в день рождения малыша, или после него, или в день крещения. Вот что по этому поводу можно прочитать в православной литературе:

«Имена у нас стали выбирать не по-Божьему. По-Божьему вот как надо. Выбирайте имя по святцам: или в какой день родится дитя, или в какой крестится, или в промежутке и дня в три по крещении. Тут дело будет без всяких человеческих соображений, а как Бог даст, ибо дни рождения в руках Божиих.

Святитель Феофан, Затворник Вышенский (1815-1894).

Вариант второй:

Однако наиболее распространенной традицией всегда был обычай давать имя ребенку в честь почитаемого семьей святого. Эта практика основана на том, что люди действительно верующие осуществляют личный молитвенный контакт с тем или иным святым. Если это так, то, обычно, в семье предшествующих поколений уже есть люди носящие имена почитаемого святого. Отсюда наблюдается как бы традиция преемственности, которая у посторонних может создать иллюзию только родового уважения, например - наименование детей в честь дедушек, бабушек, мам или пап и так далее. Да, для человека малорелигиозного, дело обстоит именно таким образом, более того, это стоящий мотив в нерелигиозных семьях, по крайней мере, он не предосудителен и очень человечен. Однако, первоначально, основная причина была именно в почитании конкретного святого целыми поколениями. Иногда, бывает, что в обычное течение жизни врывается настоящее чудо, связанное с тем или иным святым, тогда, благодарные родители, могут дать именно его имя своему ребенку, чтобы в сыне или дочери, увековечить свое отношение к небесному покровителю.

В пользу этого подхода - выбора особо почитаемого святого вне зависимости от даты рождения нарекаемого младенца - также можно привести высказывания известных церковных деятелей:

«Святая Церковь, зная, что немногие способны от себя нарекать имена, приносящие с собою благословение, учредила прекрасный обычай от святых заимствовать имена, которые по благодати святых всегда благознаменательны и способны принести с собою благословение. Но притом особенно благо младенцу, которому дают имя святого не по обычаю только, но по вере и любви к святому.»

Святитель Филарет, митрополит Московский (1783-1867).

«Ребенок должен быть посвящен, вернее, вручен хранению, защите, молитвам того святого, имя которого ему дается. Родители должны были бы выбирать святого, который для них что-то значит, то есть житие которого их чем-нибудь поразило или который по чему-нибудь связан с зачатием этого ребенка. В старой России (вероятно, это и теперь еще порой делается) крестили ребенка именем того святого, в день которого были крестины. В этом есть какой-то смысл, при условии, опять-таки, что это будет не кличка, а будет как бы освящение нового храма во имя данного святого Родители должны были бы, когда хотят дать то или другое имя ребенку, узнать, каково житие святого, что в нем есть, что поражает их не благозвучием имени, а внутренним обликом, почему они хотят, чтобы их ребенок был под защитой этого святого или, во всяком случае, чтобы этот святой особенно молился о нем. Поэтому наименование ребенка может иметь громадное значение»

Антоний,

С каким именем крестить взрослого?

Случается, что родители приходят к вере позже рождения малышей, и когда собираются крестить подрастающих детей или креститься сами - оказывается, что имя, избранное первоначально, не имеет аналогов, например, в русских святцах. В настоящее время есть традиция переименовывания на самом крещении, с тем, чтобы у человека был таки православный небесный покровитель. В случае согласия у ребенка, да и не только ребенка, особенно если крещение происходит в зрелом возрасте, в жизни появляется двойное имя. Одно - для всех и общего пользования, а другое - для религиозной жизни. Особенно это характерно для не славянских национальностей, имеющих свои имена, например, такие как Роза, Стелла и тому подобное.

Крестильное имя можно выбирать по-разному: или в честь особо почитаемого святого, или по святцам, как уже говорилось выше, или же - и этот вариант является наиболее распространенным - выбирается имя, близкое по звучанию к записанному в свидетельстве о рождении. Поэтому Яны и Жанны чаще всего крестятся с именем Иоанна, Гертруды становятся Галинами, Илоны, Алёны и Нелли - Еленами.

При этом надо знать, что русские святцы далеко не полностью отражают всю палитру православных имен. В них нет многих имен святых других поместных церквей. И, к примеру, армянам или грузинам нередко приходится пояснять в церковных лавках, куда они подают записки, что они крещены по православному чину, просто с такими национальными именами. Есть и более яркий пример некоторой изолированности, это имя кельтского святого Эдуарда, который жил в Англии и принадлежал к святым неразделенной Церкви. По всем параметрам это православное имя, однако, в русских святцах этого имени нет, и мальчиков с таким красивым именем, как правило, называют по-новому на крещении.

В советские времена, правда, как очень редко и сейчас, людей крестили с несвяточными именами, к примеру Инга или Нинель. По невнимательности это происходило, или еще по каким другим причинам, но человеку после приходилось очень туго, если он пробовал вести активную церковную жизнь, так как требовался постоянный комментарий «крестили именно так». Зато, чисто теоретически, если бы эти люди стали святыми, и Церковь могла бы их канонизировать, их имена могли бы быть включены в православные святцы. Ведь бывало и такое, что даже крещенный с новым христианским именем человек, ставший святым, создавал прецедент со своим подлинным именем, как например наши княгиня Ольга и князь Владимир.

А если крестится взрослый человек с именем, которое есть в святцах? В этом случае удобнее креститься в честь святого таким же именем, чтобы не создавать путаницы с двумя именами. Если же святых тёзок несколько - выбрать среди них небесного покровителя можно из тех же соображений, что упоминались выше: или взять самого почитаемого среди них, или же - именно так происходит тогда, когда небесного покровителя «назначают» в церковной лавке при приеме заявки на крещение - выбрать святого, чей день памяти идет сразу после дня рождения новокрещаемого.

Традиции крестить с двойными именами - например Анна-Мария - в Православной Церкви нет.

Обряд имянаречения

Прежде Крещение совершалось не так спешно, как теперь. Крестили, если не было никаких экстренных случаев, на сороковой день после рождения, в который, по ветхозаветному поверью, женщина-мать очищалась от последствий беременности и сама могла присутствовать на крещении младенца. Но имя давали, и причисляли к разряду так называемых оглашенных, на восьмой день. Здесь тоже не все так произвольно и случайно. С одной стороны, на восьмой день у иудеев происходил обряд обрезания младенца, то есть посвящение его Богу и вхождение в число избранного народа. Так повелось со времен Авраама.

Поскольку христианское крещение заменило обрезание, то логично было, что вхождение младенца в число «святого народа», то есть христиан, также происходило на восьмой день. Однако было и собственно Евангельское толкование этой традиции. Символически восьмой день ассоциировался с наступлением Царства Небесного. Об этом пишет апостол Павел в Послании к Евреям, за семь дней Бог создал этот мир, и о нем позаботился, и, теперь, верующие ожидают «день оный», восьмой, когда придет Иисус Христос. Кстати, восьмой день недели в православной седмице совпадает с первым, и это день воскресный, когда вспоминается Пасха. Следовательно, символическое значение обряда имянаречения на восьмой день после Дня Рождения - это еще «вписывание имени новорожденного в книгу жизни Царства Небесного».

Но, это, конечно в идеале, на практике сейчас молитва имянаречения совершается в тот же день, когда ребенка крестят, и не выделяется в отдельное богослужебное действие. В этой молитве священник призывает благодать Святого Духа на новокрещаемого и осеняет его крестным знамением, освящая все его мысли, чувства и действия, впервые называя его по избранному христианскому имени. И с этих пор и далее, это имя будет употребляться во всей жизни человека, как его церковное имя по которому, в конечном итоге, его и призовут на Суд будущего Царства.

Именины и небесный покровитель

Сейчас в Свидетельстве о Крещении, как правило, указывается «небесный покровитель», и тот день в году, когда у человека празднуется День Ангела, или именины. Если ребенок крещен Александром - это не значит, что он празднует именины всякий раз, как видит в календаре день памяти святого Александра, поскольку святых с таким именем несколько. Именинами является день памяти вполне конкретного человека - например, святого праведного князя Александра Невского Собственно название День Ангела - народное название дня памяти святого, имя которого человек носит. Дело в том, что Ангел Хранитель, также дается человеку при крещении, как спутник и помощник в духовной жизни. Однако, святой, в честь которого назван человек, в переносном смысле, тоже именуется Ангелом, или вестником, передающим волю Божию человеку. Более точно, конечно, говорить не День Ангела, а именины, или день такого-то святого. Мы уже отметили, что это - дата памяти, когда Церковь вспоминает достижение святым Небесного Царства.

Однако, если жизнь святого известна подробно, кроме того, после его смерти произошло какое-нибудь необычное чудо, например, нахождение его останков (обретение мощей), то дней памяти такого святого, в году, может быть несколько. Соответственно и именин тоже несколько - и как поводов для усиленной религиозной жизни, и как семейных праздников. Самое большое количество именин в году у людей носящих имя в честь Иоанна Крестителя.

Основными обязанностями в отношении своего небесного покровителя у любого человека могут быть следующие: знание его жизнеописания, молитва к нему, возможное подражание его святости. Любой верующий стремится иметь у себя дома не только икону, то есть изображение святого, в честь которого он назван, но и его Житие, а также специальные молитвы к нему - акафист и канон.

Молитва небесному покровителю

Моли Бога о мне, святой угодниче Божий (имя святого), яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей.

Молитва Ангелу-Хранителю

Ангеле Божий, хранителю мой святы и, на соблюдение мне от Бога с небесе данный, прилежно молю тя: ты мя днесь просвети, и от всякого зла сохрани, ко благому деянию настави и на путь спасения направи. Аминь.

В церковной традиции празднование Дня Рождения менее значимо, по сравнению с празднованием именин. И хотя в настоящее время это еще не так ярко выражено, но в дореволюционные времена люди простого происхождения обычно помнили лишь год своего рождения, а не точную дату, и в метриках, часто записывался именно «Ангельский день», а не дата появления на свет. Разница в акцентах празднования того и другого события существенна. В День Рождения чествуется сам человек, реже его родители, хотя, кстати, это несправедливо. В именины же внимание уделяется не столько живущему носителю имени святого, сколько самому святому и его призыванию на помощь. Поэтому главным элементом правильного церковного празднования Дня Ангела является усиленная духовная жизнь в этот день. Выражается она вполне практично. Имениннику рекомендуется посетить храм, в идеале, исповедоваться и причаститься в этот день, или, хотя бы, поучаствовать в этот день в богослужении в честь своего святого.

Поздравительно-семейная часть именин вовсе не исключается. Подарки - они ведь всегда подарки. Обычно, именно в этот день, они, также, носят религиозный характер. Сейчас достаточно церковных сувениров, чтобы иметь возможность сделать приятный знак внимания своему родному или близкому человеку в День Ангела. Впрочем, не исключаются и подарки бытовые, или обыденные. В любом случае именины - это дополнительный семейный праздник, который собирает любящих людей вместе, укрепляя их общение и отношение. Первыми поздравителями, по традиции являются, конечно, крестные человека, его духовник и родители. В литературе можно найти достаточно большое количество описаний самих домашних обрядовых действий связанных с именинами, вплоть до именинных меню и невинных развлечений. В любом случае, нужно отметить, что это обычаи не столько церковные, сколько бытовые, и в зависимости от географии и времени они достаточно разнообразятся. Исходя из этого, невозможно прописать какие бы то ни было шаблоны для домашнего празднования именин. Общим, безусловно, должно остаться так называемое «многолетие» в честь именинника. Оно возглашается либо священником, либо старшим стола, или, человеком имеющим особенные голосовые данные и включает в себя общую формулировку:

«Благоденственное и мирное житие, здравие, спасение, и во всем благое поспешение, подай господи, ныне тезоименитому рабу Твоему (рабе твоей) «имя рек», и сохрани его (ее) на многая лета!»

И все присутствующие громко и весело поют «Многая лета»! Поют сколько захотят какими угодно распевами, их достаточно большое количество.

Влияет ли имя на судьбу человека?

Есть ли схожесть между человеком и святым, имя которого он носит? На этот вопрос можно было бы ответить утвердительно, если бы мы имели в виду человека взрослого, который жил бы так, что подражал жизни своего «небесного покровителя». Как видим, эта схожесть, если она и присутствует, носит лишь внешний характер, и зависит от самого носителя имени. Тем более, в этой связи, нет необходимости говорить о некоей фатальности значения имени, или его типологической принадлежности к тому или иному чину святости - преподобных, мучеников, святителей и так далее. Младенец названный Серафимом в честь преподобного Серафима Саровского, вовсе не обречен на монашескую жизнь. Равно как и малышка, названная Татьяной, или Варварой, совсем не обязательно будет убита или потерпит в жизни мучения, как мученицы давшие церковным святцам эти имена. Личность любого нового человека абсолютно уникальна и его судьба зависит только от него, святые же и Сам Бог только помогают и оберегают от ненужных неприятностей.

Не бывает имён «счастливых» и «несчастливых», также неверно думать, что наречение девочки «мужским» именем Александра или Валерия разовьёт у нее мужские черты характера. В святцах многие имена, традиционно воспринимаемых нами как сугубо мужские, имеют и женскую форму - Анатолия, Арсения, Зиновия, Кирилла, Иоанна, Павла которая однако не получила широкого распространения в России. В то же время считающиеся у нас исключительно женскими имена Инна и Римма на самом деле мужские (как, например Никита или Савва), поэтому у девочек с такими именами небесными покровителями являются святые мученики Инна и Римма Новодунские, ученики Андрея Первозванного.

«Мы носим имена святых, которые прожили жизнь и осуществили на земле своё призвание; мы им посвящены, как храмы посвящаются тому или другому святому; и мы должны вдумываться и в значение его имени, и в ту личность святого, которая нам доступна из его жития. Потому что он не только является нашим молитвенником, заступником и защитником, но в какой-то мере и образом того, чем мы могли бы быть. Повторить ничью жизнь нельзя; но научиться от жизни одного или другого человека, святого или даже грешника, жить более достойно себя и более достойно Бога - можно.»

Антоний, митрополит Сурожский (1914-2003).

Наши предки совсем не испытывали такой проблемы, как выбор имени своему ребенку. После Крещения Руси все православные начали проводить обряд крещения детей и давали им имена святых, которые были признаны церковью. В то время и были составлены «святцы» или же православная книга имен всех святых и мучеников с датой почитания памяти их и с кратким описанием значения этого имени. Другое название этой книги – «Месяцеслов» , потому что там же расписан каждый день года месяц за месяцем. После рождения малыша родители приходили к священнику, и он давал им на выбор несколько имен святых, в день почитания которых ребенок родился. Если же на рождение выпадал «пустой» день, когда никакого святого не праздновали, или же имя родителям не нравилось, церковник давал на выбор имена других святых, почитаемых в последующие 3 дня. Проводить крестины малыша должны были на восьмые сутки после рождения. Именно за это время родители должны были определиться с выбором. Православные «Святцы» формировались многие столетия подряд. И по сей день в месяцеслов добавляются новые имена.

В современном мире вновь возрождаются православные традиции, и многие родители уже осознанно подбирают имя по церковному календарю для своих будущих малышей. Однако есть некоторые особенности, с которыми не плохо было бы ознакомиться заранее, чтобы все сделать правильно. Так, например, некоторые часто путают «именины» с днем рождения. День рождения – это день, когда человек «телесно» появился на свет, то есть родился. Именины же – это день памяти того святого, в честь которого назвали человека при Крещении. И, если в течение года именины этого святого празднуются несколько раз, то человеку нужно отмечать те, которые являются самыми близкими к его дате рождения. Именины, как и день рождения, празднуются только один раз в году.

Итак, давайте разберемся, как правильно выбрать имя по православным «Святцам» .

1. Самое первое, что должны сделать родители будущего малыша, это обзавестись «месяцесловом» на текущий год .

2. После рождения малыша родителям следует определиться с именем . Лучше всего выбирать имя того святого, который почитается в день рождения ребенка. Если же таких святых больше, то Вам повезло, ведь из нескольких имен легче выбрать то, которое нравится. Также перед окончательным решением следует прочитать биографию жизни святого. Существует такое поверие, что если малыша называют именем святого, который прожил долгу и хорошую жизнь, то и ребенок будет успешен и счастлив в жизни. Если же назвать малыша именем мученика, то и его жизнь будет полна лишений, трудностей и испытаний.

3. При выборе также могут возникнуть некоторые трудности, связанные с тем, что есть некоторые дни месяцеслова, в которые святых вообще не вспоминают, например, Рождество или праздник Преображение. Или же в день рождения девочки чтят святых только мужского рода (или наоборот). Тогда допускается, что можно выбрать имя святого, которого почитают в следующие 8 или даже 40 дней после рождения . Также это исключение хорошо еще и тем, что не каждому родителю может понравиться имя святого/святой хотя бы по эстетическим характеристикам, ведь многие имена в православном календаре звучат довольно странно (Евпраксия, Пафнутий и т.д.).

4. При Крещении дается имя только один раз и на всю жизнь . Меняться оно может только в том случае, если человек меняет свою веру исповедания или же проходит пострижение в монахи.

Отмечать свои именины нужно походом в церковь на богослужение. Если же такой возможности по каким-либо причинам нет, то можно заняться в это день чтением биографии своего православного святого, которая называется Житием.

Приведем несколько возможных вариантов имен из православного календаря по месяцам:

Январь.

Женские имена: Иулиания, Анастасия, Феодотия, Клавдия, Малахия, Варнава, Анания, Татиана, Илия, Нина.
Мужские имена: Феофан, Павел, Петр, Иоанн, Сергий, Михаил, Афанасий, Максим, Антоний, Виктор.

Февраль.

Женские имена: Инна, Римма, Ксения, Мария, Филицата, Евфрасия, Милица, Евдоксия, Ольга, Зоя, Вера.
Мужские имена: Феодор, Олимпий, Николай, Тимофей, Василий, Владимир, Роман, Кирилл, Алексий, Пафнутий.

Март.

Женские имена: Мстислава, Марина, Кира, Матрона, Антонина, Дария, Марфа, Пиама, Ираида.
Мужские имена: Тарасий, Герасим, Даниил, Вячеслав, Давид, Григорий, Константин, Агапий, Александр.

Апрель.

Женские имена: Лидия, Захария, Иона, Кифа, Мина, Акилина, Сусанна, Василисса, Зосима, Саломия, Галина, Ника.
Мужские имена: Аркадий, Руфин, Виктор, Трофим, Василий, Акакий, Симеон, Адриан, Савва, Иаков, Кондрат.

Женские имена: Александра, Елисавета, Глафира, Анастасия, Анна, Зоя, Клавдия, Муза, Христина.
Мужские имена: Георгий, Василий, Борис, Глеб, Виталий, Никита, Петр, Сергий, Стефан, Филимон, Никита.

Июнь.

Женские имена: Елена, Феодосия, Иулиания, Архелая, Сосанна, Калерия, Фекла, Акилина, Антонина, Пелагия.
Мужские имена: Антонин, Андрей, Мстислав, Елисей, Мефодий, Тимофей, Феодот, Рафаил, Вениамин.

Июль.

Женские имена: Зина, Ангелина, Агриппина, Татиана, Ольга, Елисавета, Лукия, Иулия, Алевтина.
Мужские имена: Стефан, Феодор, Леонид, Аркадий, Матфий, Давид, Иаков, Варфоломей, Симон, Димитрий.

Август.

Женские имена: Олимпиада, Ираида, Мавра, Анфиса, Серафима, Елима, Соломония, Маргарита, Анфира, Елена.
Мужские имена: Платон, Лаврентий, Роман, Афанасий, Прохор, Тимон, Алексий, Максимилиан, Антонин.

Сентябрь.

Женские имена: Мина, Анфиса, Евлалия, Минодора, Татиана, Еванфия, Захария, Пульхерия, Фифея.
Мужские имена: Максим, Серапион, Глеб, Митродор, Евгений, Герман, Димитриан, Харитон, Давид.

Октябрь.

Женские имена: Мария, Иона, Ираида, Досифея, Евфросиния, Пелагия, Виринея (Вероника), Харитина, Надежда.
Мужские имена: Иннокентий, Флорентий, Никита, Каллист, Константин, Еввентий, Евлампий.

Ноябрь.

Женские имена: Елена, Анастасия, Серафима, Александра, Клавдия, Афанасия, Матрона, Елисавета.
Мужские имена: Нестор, Нектарий, Порфирий, Варлаам, Тихон, Гавриил, Антонин, Родион, Никон, Максимиан.

Декабрь.

Женские имена: Апфия, Агавва, Екатерина, Магдалина, Татиана, Кифа, Анфиса, Анна, Фекла, Вера.
Мужские имена: Ярополк, Севастиан, Илия, Даниил, Ярослав, Парамон, Авив, Нектарий, Рафаил, Варлаам, Климент.

Детей старались назвать в честь великого, известного, талантливого, удачливого человека, тем самым перекладывая его судьбу на своего ребенка и одним именем уже суля крохе счастливую жизнь.

С приходом христианства эта задача заметно упростилась, а процесс нарекания упорядочился. Основой основ стал месяцеслов - святцы - календарь, в котором собраны все данные о православных праздниках, а также дни памяти святых. Этими днями, в которые почитали того или иного святого, и стали руководствоваться православные, называя своих детей.

по святцам?

После долгих репрессий вера возвращается в наши сердца, а религия - в дома. Даже молодые семьи стремятся «правильно» выбрать имя для ребенка и окрестить его.

Подобрать имя при помощи молитвослова довольно просто. Вы можете справиться с этим самостоятельно. Если вы еще не знаете, как назвать ребенка по святцам, то посмотрите, каких святых почитают в день рождения малыша. Выберите наиболее подходящее, понравившееся вам имя и готовьтесь к крещению. Если имен довольно много, и большинство из них благозвучны, устройте опрос среди родных и друзей, посоветуйтесь с потенциальными крестными. Может случиться и так, что вам не удалось выбрать имя ребенка по святцам, потому что в день рождения малышки почитают святых исключительно мужского пола (или наоборот), а возможно, имена вам просто не понравились, и как назвать ребенка по святцам в таком случае? Христианская традиция наречения дает вам два временных рубежа.

Первый - это восьмой день после появления чада на свет или период со второго по восьмой день, когда у вас есть возможность подобрать имя. Второй - это сороковой день после рождения, если малыш рождается крепким и здоровым, то могли отложить и на такой срок.

Если по истечении всех сроков вам так и не удалось определиться, то можно дать ребенку Одно - «для мира», второе - «для церкви», его выбор можно возложить на священнослужителя, который будет проводить крещение малыша. Так дать имя ребенку по святцам будет проще, это не отнимет у вас много времени и душевных сил.

Очень важно не перепутать святого и великомученика (их тоже высоко почитают в христианстве), не обреките свое чадо на тяжелую долю. А имя святого даст малышу надежную защиту в лице могущественного покровителя - ангела-хранителя.

Именины

Планируя праздновать именины в будущем, помните, что, сколько бы ни было памятных дней у выбранного святого в году, у вашего ребенка будут только одни именины - день, самый близкий ко дню его рождения.

Вера и разум

Называя ребенка по святцам, главным образом, следует руководствоваться верой. Изучить жизнеописание святого, имя которого вы выбрали, знать молитвы, обращения к нему, передать все эти знания своему чаду.

Помнить, кому или чему покровительствовал святой, и воспитывать ребенка сообразно с этим. Человек, которому указывает путь уже успешно прошедший его, идти будет гораздо легче и уверенней, достаточно только с него не сворачивать.

Пока вы разбираетесь, пытаетесь понять, решить, как назвать ребенка по святцам, ходите в церковь, говорите со священником, просите помощи и совета. Вам непременно все расскажут, подробно объяснят и помогут. Имя, правильно, с любовью и вниманием выбранное по святцам, охранит вашего ребенка от неверных шагов и поступков, от дурного глаза и наговора, поведет его по дороге жизни к счастью, успеху и благоденствию!