Интересные факты о мышлении человека. Интересные факты о психологии человека

Оказывается, наш разум не всегда бывает нам полезен. Рефлексия, размышления о несправедливом устройстве мира и бессодержательная игра ассоциаций истощают силы и отвлекают внимание от того, что нас окружает.

Люди особо не говорят о мышлении. Мы постоянно говорим, о чем мы думаем, но редко говорим о самом процессе. А ведь мышление составляет огромную часть нашей жизни — это, возможно, самая значительная часть нашего опыта.

Мышление влияет на все в жизни: ваши действия, ваши представления о самих себе, ваши возможности, ваш уровень стресса и ваше здоровье. Ваш образ мышления определяет, какой опыт будет преобладать в течение вашей жизни: будет ли это страх или восхищение, будет ли он избыточен или недостаточен.

Мы думаем почти все время

Маленькие дети — прекрасные наблюдатели. Большую часть времени их внимание занято тем, что они видят и слышат. Они определенно могут думать и размышлять, но сиюминутный чувственный мир кажется им более важным. Это не редкость — увидеть взрослого человека, погруженного в размышления и не замечающего ничего вокруг, но странно видеть двухлетнего ребенка с тем же стеклянным, отсутствующим взглядом.

Со зрелостью мысль выходит на передний план нашего опыта. Даже когда мы обращаем внимание на чувственный мир, мы постоянно интерпретируем, предсказываем и оцениваем. Когда дети взрослеют, они посвящают все больше и больше внимания их собственному внутреннему картированию — оно становится более важным, чем сиюминутные свежие наблюдения.

Представьте туристов, бродящих с картой перед собой. Они видят ориентиры реального мира, но используют их только как отсылки для определения своего местоположения и для выстраивания маршрута до другой точки. Большинство взрослых взаимодействуют с миром также, по привычке: содержание наших мыслей и впечатлений являются главным пейзажем, а сиюминутный чувственный опыт оказывается вторичен.

Большинство наших мыслей на самом деле ни к чему не ведут

Нам нужно думать: наш ум способен на удивительные вещи. Но большинство мыслей не ведет ни к какому решению или пониманию, которое бы было применимо в реальном мире. Мы просто поднимаем вихри пыли. Одна мысль всегда ведет к другой, но следить за их ходом — это как собирать случайно растущие цветы, а не идти по следу намеренно разбросанных хлебных крошек.

Если вы возьмете за привычку спрашивать себя, чего конкретно вы хотите достигнуть, раздумывая о чем-то в определенный момент, вы можете обнаружить, что не находите ответа. Чем хороша мысль, есть она не подталкивает к какому-то решению или действию? Конечно, у мышления есть и другие цели — например, отвлечь себя от еще более огорчительных раздумий или порадовать себя фантазиями. Но и в этом случае реальному миру приходит конец. Чаще всего эти мысли не намеренны, да и не особенно полезны.

По большей части мышление — это просто бессознательное ассоциациирование, утомляющее и поглощающее наше внимание. Это привычная бесполезная работа разума, способная сожрать столько вашего внимания, сколько сможет, пока вы не отключите ее от питания.

Мышление вызывает привыкание

Кому есть дело до имени актера, игравшего средненького в том ситкоме 80-х, музыкальная тема которого играет в моей голове с самого утра? Моему разуму почему-то есть дело. Если бы я не вмешался, пришлось бы отложить всю свою остальную жизнь, чтобы разрешить этот вопрос.

Разум рад любой работе, даже если у нее нет никакой обозримой выгоды. Прямо как агент по продажам, который будет продавать вам любые штуковины, пока вы не перестанете их покупать, ваш разум имеет тенденцию работать, пока может. Ему и правда нравится полагать, сравнивать и выдумывать.

Мы все можем согласиться, что это здорово, — что разум способен на эти вещи. Но чтобы делать их, ему требуется ваше внимание, которого не так много. Если бы разум знал, что ему придется работать, исходя из бюджета, он бы был более рассудителен относительно проектов, за которые берется.

Мы, взрослые, так привыкли к этой постоянной мыcлительной активности, что, когда она прекращается, у нас возникает странное чувство. По той же причине трудно оторваться от незапланированного Netflix-марафона. Дело не обязательно в том, что сериал, который вы смотрите, так хорош. Дело в том, что вам комфортнее продолжать смотреть, а не решать, чем заняться вместо этого.

Мы часто путаем наши мысли с их предметом

Все мы бывали поглощены мыслями настолько, что теряли нить происходящего. Вами могут полностью овладеть ваши старые отношения, или расписание в вашем офисе на другом конце города, или будущее, в котором не останется больше океанской рыбы, и вы едва заметите, что сидите в ванной в 4 часа субботнего дня.

Ваши эмоции в этих случаях лучше соответствуют тому, что содержится в вашей голове, но никак не происходящему вокруг. Это потому, что все мысли существуют в настоящем, — даже мысли об отсутствующих людях или не происходящих событиях. Поэтому, когда вы думаете о чем-то, что вас расстраивает, на самом деле вы реагируете на мысль, но не на ее предмет. Очевидно, что это не ваша бывшая подружка заставляет вас сидеть в ванной и грустить, это ваша мысль об этом человеке и этом времени. Ее там нет. Вообще. Есть только мысль.

Ваше тело постоянно водят за нос. Только успеваете подумать о тарелке картофеля фри, как слюнные железы уже начинают во рту вечеринку, еще не зная, что нет никакой картошки.

Когда вы лежите в кровати и не можете заснуть из-за политического насилия, это не несовершенное устройство мира не дает вам заснуть. Это мысль, которая у вас есть в данный момент, прямо здесь, в вашей спальне. Иначе почему «устройство мира» не беспокоило вас с момента вашего рождения? Мы можем реагировать только на то, что есть в настоящем.

Мы можем меньше жить внутри своей головы

Я не стараюсь демонизировать мысль. Мысли абсолютно необходимы для нашего функционирования. Но соотношение чистого сигнала к помехам ошеломит вас, если возьмете за привычку время от времени обращать на это внимание. Зная, что большая часть наших мыслей на самом деле не служит нам, мы можем понять, как вернуть себе наше внимание и обратить его на происходящее в данный момент.

Ваше внимание обращено либо на ваши мысли, либо на остальное происходящее — на чувственный мир образов, звуков, запахов, ощущений и вкусов. Ему больше просто негде быть. Так что сокращение жизни, проживаемой внутри головы, эквивалентно увеличению жизни, проживаемой в вещественном мире. Иногда мир вокруг бывает настолько красив, что отвлекает наше внимание от мыслей, но все остальное время нужно направлять его вручную.

Делать это не особенно сложно — сложно помнить, что это необходимо. Управление вниманием должно стать привычкой, потому что мы, взрослые, умеем Жить В Голове, Даже Не Замечая Этого, лучше, чем делать что-либо другое.

Фото: Mario Antonio Pena Zapatería/Flickr

Блуждания вокруг да около, пустые мечтания, горе и потери — все эти вещи ассоциируются с чем-то плохим. Но на самом деле они могут положительно повлиять на наши творческие усилия. И это лишь один из сюрпризов, которые преподносит исследование творческих способностей мозга. Скотт Кауфман и Кэролин Грегор в книге Wired to Create: Unraveling the Mysteries of the Creative Mind описывают ряд таких открытий, весьма неочевидных, но весьма полезных на практике. Вот несколько самых примечательных примеров.

1. 72% людей испытывают творческое озарение, когда находятся в душе

Нет, это не клише: встать под поток горячей воды и позволить мозгу расслабиться полезно в креативном смысле. Грегор и Кауфман показывают, что изоляция, в которой мы оказываемся, когда принимаем душ, становится отличным инкубатором для идей. В исследовании, которое Кауфман провел в 2014 году, 72% респондентов из разных стран мира признались, что в душе им приходили новые идеи.

2. Победа интровертов и сила одиночества

Как бы продуктивно мы ни работали в коллективе, ничто не сравнится с моментами, когда мы работаем — и думаем — в одиночестве. Более творческие, связанные с воображением участки мозга функционируют лучше, когда вокруг никого нет. Нейрологи называют это «конструктивной внутренней рефлексией», которая крайне необходима для генерации идей и творческих находок. Когда вы убавляете громкость внешнего мира, мозг более успешно строит определенные связи, формирует воспоминания и обрабатывает информацию.

3. Эксперименты делают нас более креативными

Вполне логично, что готовность испытывать новые идеи коррелирует с креативностью. Музыка The Beatles изменилась, когда они начали экспериментировать с новой техникой записи и новыми инструментами. И нейрологи установили четкую связь между открытостью к новому опыту и творческим мышлением. Исследование нового связано с выделением нейротрансмиттера допамина, который также играет полезную роль в мотивации и учебе, «стимулирует психологическую пластичность, склонность к исследованиям, гибкому взаимодействию с новыми вещами», — пишут авторы. Масса исследований, которые проанализировали Кауфман и Грегор, показывают, что стремление расширить опыт может быть важнейшим фактором, предсказывающим творческие достижения.

4. Травма раздвигает творческие горизонты

Фрида Кало, Трумэн Капоте, Робин Уильямс, Джерри Гарсиа — многие люди искусства в своей жизни пережили большую потерю или травму, которая серьезно сказалась на их творческих изысканиях. И это не случайность: психологи называют этот феномен «посттравматическим ростом». После серьезной потери мозг начинает функционировать более творчески, пытаясь «перестроить» жизнь в целом, когда наши представления, приоритеты и способы мышления сильно меняются. Посттравматическому росту посвящены сотни исследований. В частности, работа, опубликованная в 2004 году в Journal of Traumatic Stress, показала, что 70% людей, переживших травматический опыт, затем испытали положительные психологические перемены.

5. Витать в облаках полезно для мозга

Во время важной встречи по бюджету вашего проекта отвлекаться и уплывать куда-то в мыслях не стоит. Но вообще-то замечтаться бывает весьма полезно для креативности. Воображать себе дом вашей мечты или еще раз переживать приятный летний отпуск, сидя за офисным столом, вроде бы непродуктивно. Но в это время в голове происходит много интересного. Как показывают исследования, эти моменты — своего рода инкубационный процесс, который усиливает творческое мышление, долгосрочное мышление и сознательность. Психологи несколько десятилетий исследуют эти «конструктивные мечтания» и показывают, что они играют ключевую роль для развития воображения и творческой работы.

6. Самые лучшие идеи сначала подвергаются насмешкам

В истории масса примеров открытий и идей, которые сначала отвергали, а потом приняли как норму. Венгерский врач Игнац Земмельвайс сначала лишился работы, а потом попал в психиатрическую лечебницу — а ведь он всего-то предположил, что инфекции могут распространяться благодаря микробам на руках врачей в больнице. В XIX веке эта идея казалась радикальной и безумной. Это сопротивление новым, нестандартным идеям имеет понятную психологическую основу и имеет место до сих пор. В работе, опубликованной в журнале Scientometrics в 2009 году, исследуются примеры идей и открытий, получивших Нобелевскую премию, которым научное сообщество сперва противостояло. Это системное явление — скептицизм в адрес теорий, которые оспаривают существующую парадигму.

Оказывается, наш разум не всегда бывает нам полезен. Рефлексия, размышления о несправедливом устройстве мира и бессодержательная игра ассоциаций истощают силы и отвлекают внимание от того, что нас окружает. Автор блога Raptitude Дэвид Кейн написал об ограниченном бюджете внимания и постоянном внутреннем «картировании» нашего опыта - T&P перевели его статью.

Люди особо не говорят о мышлении. Мы постоянно говорим, о чем мы думаем, но редко говорим о самом процессе. А ведь мышление составляет огромную часть нашей жизни - это, возможно, самая значительная часть нашего опыта.

Мышление влияет на все в жизни: ваши действия, ваши представления о самих себе, ваши возможности, ваш уровень стресса и ваше здоровье. Ваш образ мышления определяет, какой опыт будет преобладать в течение вашей жизни: будет ли это страх или восхищение, будет ли он избыточен или недостаточен.

Моя жизнь стала чертовски лучше с тех пор, как я начал обращать внимание на ту роль, которую играют в ней мои мысли. Было время, когда я бы усомнился в истинности пяти нижеследующих утверждений, но теперь я считаю их существенной правдой жизни.

Мы думаем почти все время

Маленькие дети - прекрасные наблюдатели. Большую часть времени их внимание занято тем, что они видят и слышат. Они определенно могут думать и размышлять, но сиюминутный чувственный мир кажется им более важным. Это не редкость - увидеть взрослого человека, погруженного в размышления и не замечающего ничего вокруг, но странно видеть двухлетнего ребенка с тем же стеклянным, отсутствующим взглядом.

Со зрелостью мысль выходит на передний план нашего опыта. Даже когда мы обращаем внимание на чувственный мир, мы постоянно интерпретируем, предсказываем и оцениваем. Когда дети взрослеют, они посвящают все больше и больше внимания их собственному внутреннему картированию - оно становится более важным, чем сиюминутные свежие наблюдения.

Представьте туристов, бродящих с картой перед собой. Они видят ориентиры реального мира, но используют их только как отсылки для определения своего местоположения и для выстраивания маршрута до другой точки. Большинство взрослых взаимодействуют с миром также, по привычке: содержание наших мыслей и впечатлений являются главным пейзажем, а сиюминутный чувственный опыт оказывается вторичен.

Большинство наших мыслей на самом деле ни к чему не ведут

Нам нужно думать: наш ум способен на удивительные вещи. Но большинство мыслей не ведет ни к какому решению или пониманию, которое бы было применимо в реальном мире. Мы просто поднимаем вихри пыли. Одна мысль всегда ведет к другой, но следить за их ходом - это как собирать случайно растущие цветы, а не идти по следу намеренно разбросанных хлебных крошек.

Если вы возьмете за привычку спрашивать себя, чего конкретно вы хотите достигнуть, раздумывая о чем-то в определенный момент, вы можете обнаружить, что не находите ответа. Чем хороша мысль, есть она не подталкивает к какому-то решению или действию? Конечно, у мышления есть и другие цели - например, отвлечь себя от еще более огорчительных раздумий или порадовать себя фантазиями. Но и в этом случае реальному миру приходит конец. Чаще всего эти мысли не намеренны, да и не особенно полезны.

По большей части мышление - это просто бессознательное ассоциациирование, утомляющее и поглощающее наше внимание. Это привычная бесполезная работа разума, способная сожрать столько вашего внимания, сколько сможет, пока вы не отключите ее от питания.

Мышление вызывает привыкание

Кому есть дело до имени актера, игравшего средненького в том ситкоме 80-х, музыкальная тема которого играет в моей голове с самого утра? Моему разуму почему-то есть дело. Если бы я не вмешался, пришлось бы отложить всю свою остальную жизнь, чтобы разрешить этот вопрос.

Разум рад любой работе, даже если у нее нет никакой обозримой выгоды. Прямо как агент по продажам, который будет продавать вам любые штуковины, пока вы не перестанете их покупать, ваш разум имеет тенденцию работать, пока может. Ему и правда нравится полагать, сравнивать и выдумывать.

Мы все можем согласиться, что это здорово, - что разум способен на эти вещи. Но чтобы делать их, ему требуется ваше внимание, которого не так много. Если бы разум знал, что ему придется работать, исходя из бюджета, он бы был более рассудителен относительно проектов, за которые берется.

Мы, взрослые, так привыкли к этой постоянной мыcлительной активности, что, когда она прекращается, у нас возникает странное чувство. По той же причине трудно оторваться от незапланированного Netflix-марафона. Дело не обязательно в том, что сериал, который вы смотрите, так хорош. Дело в том, что вам комфортнее продолжать смотреть, а не решать, чем заняться вместо этого.

Мы часто путаем наши мысли с их предметом

Все мы бывали поглощены мыслями настолько, что теряли нить происходящего. Вами могут полностью овладеть ваши старые отношения, или расписание в вашем офисе на другом конце города, или будущее, в котором не останется больше океанской рыбы, и вы едва заметите, что сидите в ванной в 4 часа субботнего дня.

Ваши эмоции в этих случаях лучше соответствуют тому, что содержится в вашей голове, но никак не происходящему вокруг. Это потому, что все мысли существуют в настоящем, - даже мысли об отсутствующих людях или не происходящих событиях. Поэтому, когда вы думаете о чем-то, что вас расстраивает, на самом деле вы реагируете на мысль, но не на ее предмет. Очевидно, что это не ваша бывшая подружка заставляет вас сидеть в ванной и грустить, это ваша мысль об этом человеке и этом времени. Ее там нет. Вообще. Есть только мысль.

Ваше тело постоянно водят за нос. Только успеваете подумать о тарелке картофеля фри, как слюнные железы уже начинают во рту вечеринку, еще не зная, что нет никакой картошки. Или только подумаете о сексе, и гениталии тут же начнут перестраиваться, перемещая жидкости туда-сюда и готовясь приветствовать гостя, который не придет. Если вы будете потакать заблуждениям своего тела, оно даже может попытаться само завести ребенка.

Когда вы лежите в кровати и не можете заснуть из-за политического насилия, это не несовершенное устройство мира не дает вам заснуть. Это мысль, которая у вас есть в данный момент, прямо здесь, в вашей спальне. Иначе почему «устройство мира» не беспокоило вас с момента вашего рождения? Мы можем реагировать только на то, что есть в настоящем.

Мы можем меньше жить внутри своей головы

Я не стараюсь демонизировать мысль. Мысли абсолютно необходимы для нашего функционирования. Но соотношение чистого сигнала к помехам ошеломит вас, если возьмете за привычку время от времени обращать на это внимание. Зная, что большая часть наших мыслей на самом деле не служит нам, мы можем понять, как вернуть себе наше внимание и обратить его на происходящее в данный момент.

Ваше внимание обращено либо на ваши мысли, либо на остальное происходящее - на чувственный мир образов, звуков, запахов, ощущений и вкусов. Ему больше просто негде быть. Так что сокращение жизни, проживаемой внутри головы, эквивалентно увеличению жизни, проживаемой в вещественном мире. Иногда мир вокруг бывает настолько красив, что отвлекает наше внимание от мыслей, но все остальное время нужно направлять его вручную.

Делать это не особенно сложно - сложно помнить, что это необходимо. Управление вниманием должно стать привычкой, потому что мы, взрослые, умеем Жить В Голове, Даже Не Замечая Этого, лучше, чем делать что-либо другое.

Иконки: 1) Anne-Marie Nguyen, 2) Ásgeir Vísir, 3) Luis Prado, 4) Jhun Capaya, 5) Acider C Balandrano.

Человеческая психика хранит не меньше загадок, чем глубины космоса, но исследования ученых все же позволяют хотя бы немного приоткрыть завесу тайны.

1. Слово «Психика» греческого происхождения, образованное от слова ψυχικός, которое переводится как «душевный».

2. Раньше считалось, что кратковременная память способна хранить не больше 5-9 элементов одновременно. Сегодня ученые настроены ещё более скептически и говорят о 3-4 доступных блоках информации.

3. Сильные эмоции искажают память и создают ложные воспоминания. Это подтвердилось во время опросов очевидцев теракта 11 сентября 2001 года.

4. Каждую секунду наш мозг атакуют 11 миллионов индивидуальных единиц.

5. Безделье заставляет человека чувствовать себя дискомфортно.

6. Если человек боится, что его таланты и способности не будут признаны, он, вопреки здравому смыслу, намеренно их принижает. Таким образом, он сразу ставит себя в положение, из которого трудно оказаться недооцененным.

7. Способность человека к социальным связям определяется «числом Данбара». Как правило, оно составляет максимум от 100 до 230 человек.

8. Исследования психолога Хайди Халворсон доказали, что люди отдают предпочтение вещам «с историей». По мнению психолога, предвзятое мнение и инерция, подкрепленные страхом перемен, – главные причины, почему люди не пытаются что-то менять в своей жизни.

9. Согласно исследованию Кембриджского университета, «нежавно в каокм подякре рпасолоежны бкувы в слвое. Смаое ваонже, это чотбы пеарвя и понесдяля бкува блыи на свиох метсах»

10. Большинство людей в незнакомом месте делает поворот направо. Знание этого факта полезно: если вы не хотите быть в толпе или простоять долго в очереди - смело идите налево или занимайте очередь, которая левее.

11. Исследования, проведенные Кливлендским университетом в 1991 году, показали, что те, кто часто опаздывает, намного больше других нуждаются в опеке окружающих и подвержены повышенной тревожности.

12. В психологии есть такой термин как «фундаментальная ошибка атрибуции» – то есть склонность винить поведение других людей внутренними особенностями личности, а свое поведение - внешними факторами.

13. В 1957 году американский психолог Леон Фестингер озвучил теорию когнитивного диссонанса, в которой речь шла о психологическом дискомфорте, возникающем в случаях, если в сознании человека сталкиваются противоречивые представления и поступки. Например, курильщик знает, что никотин убивает, но это не заставляет его отказаться от вредной привычки.

14. Ученые пришли к выводу, что фобии могут быть воспоминаниями, которые передаются из поколения в поколение с помощью ДНК.

15. Психологи Дэниел Канеман и Амос Тверски в своих исследованиях доказали, что их двух идентичных ситуаций человек выбирает ту, в которой, как ему кажется, потери сводятся к минимуму. Чтобы полностью исключить потери и «порадовать свой мозг», требуется только одно - бездействовать!

16. «Теория 21 дня», в течение которых у человека формируется привычка, была придумана пластическим хирургом Максвеллом Мольцом, но она умозрительна и сейчас опровергнута. Формирование привычки – процесс индивидуальный и может занимать от 18 до 254 дней.

17. Психологические тесты показывают, что большинство людей будут идти вместе с группой и не перечить мнению группы, даже если они считают, что группа не права.

18. Американские ученые провели эксперимент, в котором группа добровольцев 30 дней носила очки, переворачивающие видение мира с ног на голову. Когда волонтеры сняли очки, они ещё 30 дней привыкали к обычному видению мира, а первое время видели мир перевернутым. Это говорит о том, что даже наше восприятие реальности коренится на устоявшейся привычке.

19. Научные исследования Пентагона доказывают, что человеческий мозг в состоянии беспрерывно воспринимать получаемую информацию (а главное правильно «обрабатывать» ее) всего на протяжении максимум 18 минут. Причем, это касается людей с высокими интеллектуальными способностями.

20. По мнению семейного психотерапевта Роджера С.Гиля, стресс может быть вызван не только проблемами, но и радостными, позитивными моментами в жизни, в том числе и теми, которые человек намеренно «провоцирует». Это значит, что любое изменение «привычного уклада» потенциально может обернуться стрессом

22. Ум человека способен «переписывать» монотонную, скучную речь собеседника, чтобы информация казалась интересной и лучше воспринималась.

23. В психологии известно более 400 фобий.

24. По оценкам NSF (Национальный научный фонд США), человеческий мозг производит от 12000 до 50000 мыслей в день.

25. По химическим реакциям романтические чувства неотличимы от обсессивно-компульсивного синдрома.

26. В старину считали, что душа человека помещается в углублении между ключицами, ямочке на шее. В этом же месте на груди был обычай хранить деньги. Поэтому о бедном человеке говорят, что у него «за душой ничего нет».

27. После выхода в 1998 году фильма «Шоу Трумана» психологи стали говорить об одноименном синдроме. Психологи братья Голд описывают его как разновидность политематического бредового расстройства - сочетание бредовых идей преследования с идеями величия

28. Существует психический феномен, обратный дежавю, и более редкий, под названием жамевю. Он заключается во внезапном ощущении того, что ты сталкиваешься с ситуацией или человеком первый раз, хотя на самом деле они хорошо тебе знакомы. В один ряд с ними можно поставить феномен прескевю - хорошо знакомое многим состояние, когда ты не можешь вспомнить знакомое слово, которое «вертится на языке».

29. Психологические эксперименты доказали, что с одним и тем же заданием люди успешнее справляются в пределах одной комнаты, чем когда конечная цель находится в другой комнате. Это получило название феномена дверного проема.

30. Микропсия - состояние, когда человек воспринимает объекты и предметы существенно меньшего размера, чем они есть в действительности. В общем случае, объект кажется далёким или чрезвычайно близким в то же самое время. Это отклонение также называется синдромом Алисы в Стране чудес.

31. Когда древние врачи открыли значение нервов в организме человека, они назвали их по сходству со струнами музыкальных инструментов тем же словом - nervus. Отсюда возникло выражение для раздражающих действий - «играть на нервах».

32. Один из самых эффективных приемов манипуляции - уловка Бенджамина Франклина. Он любил повторять, что тот, кого вы попросили об услуге, с большей вероятностью сделает это еще раз, нежели тот, кого вы к этому обязали.

33. Большинство наших решений формируются в подсознании, так как наш мозг ежесекундно сталкивается с более чем 11 миллионами индивидуальных битов данных.

34. Сегодня ученые уже не сомневаются в том, что в спорте высоких достижений роль психики не менее важна, чем роль физики. Тим Нокс, профессор из Университета Кейптауна, доказал, что мозг имеет подсознательный механизм самосохранения, который запускается, чтобы не дать организму слишком приблизиться к опасным для него пределам. Нокс называет этот механизм «центральным регулятором». По его мнению, усталость является скорее защитной эмоцией, а не отражением физиологического состояния организма.

35. Осознанное копирование внешности и поведенческих черт человека невольно располагает последнего по отношению к подражателю. По словам исследователей, это прибавляет человеку уверенности, льстит его чувству собственного достоинства. В итоге «оригинал» становится зависим от «копии».

36. Окружение способно серьезно влиять на наши решения. Это доказал в 1951 году профессор Питсбургскоро университета, Соломон Эш. Он провел эксперимент, участники которого должны были сравнить длину отрезков разной длины, изображенных на карточках. Выяснилось, что достаточно трех человек, чтобы у испытуемого возник внутренний конфликт, понуждающий его принять точку зрения большинства.

37. Телесная дисморфофобия – это расстройство, при котором человек (чаще всего подросток) сильно обеспокоен своим телом и испытывает чувство тревоги из-за его дефектов или особенностей. Сейчас, в эпоху сэлфи, это расстройство встречается все чаще.

38. Исследования доказали, что ложные воспоминания очень легко создать искусственно. Особенно, если воздействовать сразу на несколько видов восприятия человека (слуховой, зрительный, тактильный).

39. Многолетние исследования доказали, что 50-70% визитов к врачу объясняются не физическими, а психологическими причинами.

40. Компьютерная эпоха уже принесла человечеству массу фобий. Таких, например, как «троллефобия», «тредофобия» (боязнь комментирования), «сэлфифобия», «имиджефобия» (страх того, что отправленный смайлик или картинка будут неверно истолкованы), «соционетофобия» (боязнь социальных сетей), «номофобия» (боязнь остаться без смартфона).

Мышление является одним из самых важных инструментов познания мира. Оно позволяет получать знание о предметах, явлениях или свойствах, которые мы не можем непосредственно почувствовать.

Что такое мышление

Мышление – это психический процесс моделирования закономерностей окружающего мира на основе аксиоматических положений.

Однако в психологии существует множество других определений. Например:

  • высший этап обработки информации человеком, процесс установления связей между объектами или явлениями окружающего мира;
  • процесс отражения существенных свойств объектов, а также связей между ними, что приводит к появлению представлений об объективной реальности.

Споры по поводу наиболее точного определения этого термина ведутся до сих пор.

Бывают ли моменты, когда мы не мыслим? Оказывается, привычные действия мы совершаем не задумываясь: чистим , причесываемся, включаем свет. Всё это мы делали много раз, и наша память выдает готовую программу действий.

А мышление начинает работать только тогда, когда мы делаем что-то новое: учимся, планируем действия, решаем проблемы.

Мыслить можно по-разному. Математик в уме составляет сложные формулы и решает уравнения. Композитор сочиняет музыку. Ребенок собирает из конструктора машинку. Всё это – разные способы мышления.

Психологи различают практическое и теоретическое мышление. Практическое связано с предметами, а его результатом становится какое-либо действие или поступок. Если человек захотел, к примеру, поехать в другой город, то он отправляется покупать билет.

Теоретическое мышление не приводит непосредственно к действию. Когда мы решаем задачу о скорости поезда, мы остаемся на своем месте, а не мчимся на вокзал.

Виды мышления

В доисторические времена мышление было неотделимо от практической деятельности. Человек получал первые знания о предметах, когда с ними работал: лепил, мастерил, изменял. Этот тип мышления психологи называют наглядно-действенным.

Следующей стадией развития стало наглядно-образное мышление. Оно имеет дело уже с представлениями: человек меняет ситуацию не на самом деле, а лишь в воображении.

Последним появилось словесно-логическое мышление – способность мыслить абстрактными понятиями, которые выражены в словах.

Итак, мышление классифицируется следующим образом:

  • Наглядно-действенное – манипулирует предметной сферой (имеется у детей с рождения до 1,5 лет);
  • Конкретно-предметное – задачи решаются с помощью реального существующего объекта (от 1,5 до 7 лет)
  • Наглядно-образное – осуществляется при непосредственном восприятии окружающей действительности, образы представляются в кратковременной и оперативной памяти (от 3 до 7 лет).
  • Абстрактно-логическое – мышление абстракциями, то есть категориями, которых нет в природе (формируется после 7 лет). Интересен факт, что у животных нет абстрактного мышления.

Формы мышления

Основные формы мышления – это понятие, суждение, обобщение и умозаключение. С помощью понятий мы определяем признаки предметов и явлений. Например, понятие «полезно» характеризует объект или действие как хорошее и нужное для здоровья.

Суждение – это такое построение мыслей, при котором мы соглашаемся с какой-то идеей или отвергаем ее. Когда мы говорим себе: «Да, огурцы полезны, поэтому их нужно есть побольше» или: «Да, огурцы, конечно, полезны, но я их не люблю и есть не буду» , – мы выносим суждение.

Обобщение – это выделение группы предметов, имеющих общие признаки. Зная, что огурцы, и капуста полезны и что они – овощи, мы обобщаем: «Овощи – полезны».

Умозаключение – это тот вывод, который делает человек на основе нескольких суждений. Например, на основе суждений: «Овощи полезны» и «Те, кто ест много гамбургеров, чаще страдают болезнями сердечнососудистой системы» можно сделать умозаключение: «Лучше есть овощи, чем гамбургеры».

Мыслительный процесс включает в себя анализ, то есть разложение целого на составные части, и синтез – построение целого из частей.

Анализ и синтез можно сравнить с приготовлением какого-нибудь блюда. Сначала мы вспоминаем, из каких продуктов оно состоит, а затем смешиваем эти продукты в определенном порядке, поджариваем, тушим или запекаем. Такая же «кухня» и у мышления.

Нарушения мышления

В конце приведем некоторые распространенные нарушения мышления.

Разноплановость мышления - суждения больных о каких-либо явлениях протекают в разных плоскостях. Больные не выполняют задания, хотя усваивают инструкцию, у них сохранены умственные операции сравнения, различения, обобщения, отвлечения.

Резонёрство - один из видов нарушений мышления, характеризующийся пустым, бесплодным многословием, «рассуждательством» с отсутствием конкретных идей и целенаправленности мыслительного процесса.

Некритичность - утеря целенаправленности мышления, поверхностность, незавершенность мышления; мышление перестает быть регулятором действий человека.

Символическое мышление - психопатологический симптом, проявляющийся в расстройстве мышления, при котором больной придает понятиям аллегорический смысл, совершенно не понятный другим, но имеющий для больного исключительное значение.

Атактическое мышление характеризуется наличием паралогических построений и в норме не сочетающихся между собой понятий. Речь грамматически построена правильно, но недоступна пониманию окружающих.

Патологическая обстоятельность - одно из расстройств мышления по темпу течения ассоциаций, при котором нарушается его целенаправленность.